Театр Ненормативной Пластики при поддержке Такого театра в спектакле «Посмотри на него» поднимает очень серьёзные вопросы. Какая женщина не боится родить ребёнка с патологией? Кто не ужасается перспективе превратиться из умильной «беременюшки» в жуткую «крысу»? И уж тем более, кто не боится рассказать неприглядную правду окружающим, если что-то пошло не так? Скрыть, утаить, забыть и никогда не вспоминать – так ведь надо поступать, да? Но есть и другой путь.
Пьеса «Посмотри на него» Анны Старобинец потрясает не только сюжетом, но и правдивостью – ведь рассказывает Анна про себя. Про то, через что ей пришлось пройти, когда она узнала, что её беременность из радостного события стала кошмаром из-за диагноза, поставленного ребёнку. Драматург говорит, что «Эта книга – не только о моей личной потере. Эта книга о том, насколько бесчеловечна в моей стране та система, в которую попадает женщина, вынужденная прервать беременность по медицинским показаниям. Эта книга – о бесчеловечности и человечности вообще».
Режиссёр спектакля, который идёт уже четвёртый год, Роман Каганович без лишних сантиментов, но и не впадая в излишнюю жестокость говорит об ужасных, но, к сожалению, иногда случающихся вещах. Сквозь спектакль тоненькой нитью прослеживается мысль «Ты ни в чём не виновата», «Это может случиться с каждой», «Не казни себя». Шок-терапия, откровение, вызов общепринятым нормам – да, об это можно ставить спектакль, да, об этом можно и, главное, нужно говорить.
Режиссёр по пластике Максим Пахомов провёл большую работу, чтобы через движения актёры могли максимально наглядно и понятно показать характеры своих героев. Театр Ненормативной Пластики верен своему названию и делает ставку на показ эмоций и образов героев через тело, – и это ему очень хорошо удаётся. А художник по свету Борис Кузнецов дополнил безрадостное пространство сцены, погрузив её в тревожный полумрак, разбавленный редкими яркими всполохами и трансляцией фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра", жутко смотрящимся в контексте сюжета.
Центральных фигур спектакля две – две Ани (Анна Кочеткова-Лебедь и Яна Савицкая), то есть разные актрисы играют одну роль. От большого потрясения персонаж будто раздваивается – на себя и себя же, но уже со стороны. И весь спектакль на сцене находятся две главных героини, две ипостаси одной женщины, которые могут вести между собой диалог, говорить по очереди или просто молчать и наблюдать.
Стоит отметить, что спектакль начинается ещё перед входом в зал – режиссёр встречает зрителей, и в приветственной речи говорит, что пришедших ожидает в чём-то даже смешной спектакль, и можно смело смеяться, не нужно себя сдерживать. И да, забавные эпизоды есть, но они тонут среди всей мрачной истории. И комичные они только на первый взгляд. На своём пути Аня встречает несколько утрированных, но весьма узнаваемых персонажей. Грубая уборщица (Артём Леонов) в больничном туалете, выглядящая настоящей повелительницей унитазов во время намывания сантехники под композицию «Моление о чаше» из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Хотя «моление о чаше» тут более уместно в исполнении героини Ани – так как без бахил её в этот туалет не хотят пускать. Физиологические подробности в постановке не стыдливо опускаются, а четко проговариваются языком фактов и медицинских терминов. Другой колоритный персонаж – охранник у входа в женскую консультацию (Виталий Гудков), не пускающий мужа Ани (вновь актёр Артём Леонов) в медицинское учреждение, предназначенное только для женщин, тем самым лишая её моральной поддержки при судьбоносных разговорах с врачами. Наконец, натурально и, конечно, совсем несмешно выглядят доктора (Александр Лушин, Сергей Азеев, Артём Шилов), встречающиеся на пути героини. Они хамовиты, циничны и бесцеремонно обращаются с убитой горем героиней. Да, они считаются талантливыми светилами во врачебных кругах, но человеческого отношения у них ни на грош.
И как отличаются люди в медицине и само отношение к беременности с патологией за пределами России! Анне «повезло» попасть в немецкую клинику на обследование и прерывание. И там её накрывал нервный смех от фраз врача (Геннадий Алимпиев) о необходимости посещения психолога, от дежурных сожалений, от фраз «это больница, а не тюрьма». И что необязательно ежеминутно страдать и чувствовать унижение, когда проживаешь такую ситуацию. Для главной героини всё это было открытием. А у скольких женщин в подобной ситуации не было такой возможности – получить квалифицированную и вместе с тем чуткую помощь. Например, если бы у этой гипотетической женщины не было бы мужа, средств на поездку в другую страну и не с кем бы оставить уже родившихся детей, то ситуация стала бы намного более трагической.
Дух захватывает от смелости выбранной темы. Это жесткий, но необходимый спектакль. О неудавшейся беременности не принято говорить – тем более на аудиторию, а не украдкой в кругу близких. Вынести сложную тему из тени молчания на театральные подмостки – это очень мужественно. Постановка продвигает важный аспект – нельзя так обращаться с женщинами со сложной беременностью, как это делают сейчас во многих российских женских консультациях. Нельзя оставлять мужей за пределами медицинских учреждений только по той причине, что он мужчина. Что надо оставаться человеком, даже если ты врач и работаешь с различными медицинскими отклонениями от общепринятой нормы. Что не должны быть такие кардинальные различия врачебных систем в России и Европе. Что нужно интересоваться не только материальной стороной вопроса, но и моральной.
«Потерянного не вернешь. Утративших человеческий облик не превратишь обратно в людей. Но систему можно исправить, и я на это надеюсь. Поэтому я называю реальные имена, фамилии и названия учреждений. Поэтому я пишу правду»: пишет Анна Старобинец, и с ней хочется согласиться.
Сильный спектакль без ненужной похабщины и застенчивости, но с ненормативной пластикой и лексикой. После его просмотра так и хочется сказать «Посмотри его. Посмотри на него».
Текст: Дарина Львова
Фотографии из открытого доступа