Спектакль «Серотонин», поставленный по одноименному роману Мишеля Ульбека в театре «Приют Комедианта», вполне может стать знаковым событием зимнего театрального сезона в Санкт-Петербурге.
Режиссер спектакля – Андрей Прикотенко, роли исполняют актёры Иван Волков, Олег Рязанцев, София Никифорова.
Мишель Ульбек – один из самых читаемых авторов в Европе, обладатель Гонкуровской премии. Ставить его на театральной сцене небезопасно, но интересно. Придирчивый петербургский зритель запросто может осудить режиссера за тяжелую, табуированную тему и уйти, не дождавшись окончания. При всем этом в зале не окажется людей, полностью равнодушных к театральному действию. Спектакль показывает жизнь без прикрас.
Уже несколько лет подряд мы живем среди перманентных перемен – надвигается эпоха глобализма, уменьшается товарное производство, появляются все более изощренные способы сексуального удовольствия, гостиницы и отели отказывают к заселению табакокурящим клиентам. Базовые ценности европейской цивилизации рассыпаются и превращаются в прах. Грядет закат Европы.
Когда-то свобода была лозунгом и мечтой всех революций, гордостью среднего класса. Свобода давала радость и силу духа. Теперь она становится дорогой в ад.
Флоран-Клод Лабрюст – типичный представитель высшего среднего класса. Его воспитывали любящие родители, они дали ему прекрасное образование и обеспечили финансовую стабильность. Лабрюст пользуется во всех отношениях безграничной свободой, пока не начинает понимать, что его просто обманывали и примитивно использовали другие люди. Тогда психика начинает протестовать, и он становится пожизненным пациентом психиатра. Спасает Лабрюста только антидепрессант с сильными побочными эффектами. Таким способом его организм получает серотонин и силы для продолжения жизни.
Лабрюст бросает престижную работу, расстается с подругой, меняет место жительства. Почти фроммовское «бегство от свободы» не приносит облегчения. Антидепрессант разрушает его тело и мозг, мысли начинают путаться и превращаются в фантазии. Его друг погибает во время марша протеста, подруга юности необратимо меняется.
Иногда Лабрюст задумывается о Боге. И о том, что в ограничении свободы есть определенный смысл. Но уже поздно что-либо менять. Либидо, о котором все время говорит доктор, полностью поглощается танатосом. Лабрюст безостановочно движется к саморазрушению.
Создатели спектакля предлагают задуматься о том, почему люди боятся изменить свою жизнь.
Лабрюст принимает постоянно увеличивающуюся дозу антидепрессантов, аристократ Эмерик не может отказаться от производства сельхозпродукции, которую уже невозможно реализовать ни во Франции, ни на мировом рынке. Он грустит о том, что жизнь прошла зря, в бесконечном изнуряющем труде, который оказался никому не нужен. Продукт труда не востребован обществом.
Лечащий врач Лабрюста, доктор Азот, упорно придерживается фрейдовской теории о целительной силе эроса и вопреки здравому смыслу рекомендует пациенту все больше и больше секса, хотя у того уже не осталось на это никаких сил.
Надо отдать должное режиссеру, в спектакле нет давящей трагедии, зато мы видим интересные детали: движущиеся стулья, «чеховское ружье», ноутбук Apple, проекции фотографий. Везде фарс, все комично и абсурдно.
На протяжении всего спектакля звучит «вечное фортепиано». Оно не смолкает даже тогда, когда его полностью разбирают и везут на утилизацию, на свалку всемирной истории. На сцене появляются дворники и начинают очищать пространство от лишних вещей.
Текст: Мария Гузарева
Фотографии из открытого доступа