14 января в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии крупными хлопьями падал снег и распускались розы под музыку Вивальди, Чайковского, Бородина и Рахманинова. Создатели этого посленовогоднего волшебства – струнный квартет «Измайловский» и художница визуальной части Дарья Котюх. В программу концерта вошли зимние, рождественские и праздничные сочинения: «Времена года» Антонио Вивальди, струнные квартеты Александра Бородина и Петра Чайковского, фрагменты из оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик», а также Восточный танец для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова. Уникальность концерта была не только в виртуозном исполнении, но и в сопутствующем видеоряде, благодаря которому сложилась романтическая и трогательная атмосфера воплощенного в концертном зале чуда.
Перед каждым произведением участница квартета, играющая на альте, - Надежда Сергеева рассказывала самые интересные факты о той музыке, которую зрителям предстояло послушать. Первое отделение было посвящено популярному сочинению Вивальди. Цикл «Времена года» был написан в 1723 году и состоит из четырех концертов: Концерт № 1 ми мажор «Весна», Концерт № 2 соль минор «Лето», концерт № 3 фа мажор «Осень» и концерт № 4 фа минор «Зима». Каждый концерт сопровождается стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы. Например, таким:
Весна грядет. И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Концерты исполняли Анита Ожешковская и Надежда Сергеева на скрипке, а Илья Измайлов – на виолончели. Скрипка соло – Елена Козлова-Гатовская. Ника Мельникова аккомпанировала на фортепиано, клавесине и челесте.
Пока красивые, юные девушки в вечерних платьях играли на музыкальных инструментах, на белой стене, барельефах и позолоте концертного зала филармонии прямо под скульптурами ангелочков распускались розы, появлялись ванильные облака и хлопьями падал снег над горными склонами.
Второе отделение концерта было более камерным, словно зрители оказались в гостиной 19 века с друзьями-художниками и литераторами. Именно в те времена, когда сочиняли Чайковский и Бородин, музыка стала более психологичной и начала отображать внутренний мир человека.
Музыканты исполнили две части струнного квартета № 1 ре мажор Петра Ильича Чайковского: неторопливое Andante cantable и стремительное Scherzo. Анданте, несмотря на итальянское название, было написано по мотивам русской народной песни «Сидел Ваня на диване». Визуализировать в воображении музыку самого популярного русского классика помогал видеоряд из цветных летящих шариков и меланхоличное изображение черно-белых развалин.
Несмотря на то, что Бородин многим известен именно как композитор, музыка в его жизни занимала не первое место. Главным делом Бородина была химия. Хотя прославился он все-таки, прежде всего, грандиозной и масштабной оперой «Князь Игорь». При этом Бородин писал и камерную музыку. Например, струнный квартет № 2 ре мажор, третью часть которого, под названием “Nocturne” исполнил квартет «Измайловский». Фоном для душевного ноктюрна стала распустившаяся белая лилия в окружении сверкающих звезд.
Следующий номер концерта – фрагмент из удивительной оперы «Иоланта», действие которой происходит во Франции 15 века. Это история о дочери короля, которая была слепа от рождения и не знала о существовании зрения. В прозвучавшей на концерте сцене девушки приносят Иоланте цветы и укладывают ее спать, желая, чтобы ангелы принесли ей волшебные сны. Нежная музыка оперы звучала на фоне распускающихся желтых цветов и горного пейзажа.
Из Южной Франции на Восток перенесли исполнители зрителей, исполнив Восточный танец для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова. Сопутствующий видеоряд состоял из цветных, изгибающихся мотивов, напоминающих то ли павлиний хвост, то ли крылья Жар-птицы, то ли орнамент на стенах домов.
В завершении вечера прозвучало несколько отрывков из самого рождественского балета П.И. Чайковского - «Щелкунчик»: Китайский танец «Чай», Арабский танец «Кофе», Датский марципан «Танец пастушков» и Танец Феи Драже.
Квартет «Измайловский» был основан в 2016 году и недавно отметил свое пятилетие. За это время квартет выступал на самых разных площадках города, включая Мариинский театр, Государственную академическую Капеллу, Русский музей, Малый зал Филармонии и другие. Гастрольные туры проходили по городам Австрии, Германии, Словакии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, и Сербии. Более того, квартет не раз становился лауреатом международных конкурсов и принимал участие в мастер-классах европейских известных альтистов.
Квартет «Измайловский» отличает высокий уровень мастерства, деликатное отношение к классике, талантливое и пленяющее зрителя одухотворенностью исполнение известных и любимых произведений. Кроме того, оригинальное сочетание классической музыки и зрелищного видеоряда делает концерты квартета ярким, запоминающимся событием в культурной жизни Северной столицы.
Текст и фотографии: Инна Зайцева