В Катакомбах Петрикирхе 21 января состоялась премьера проекта Театральной лаборатории Яны Туминой – MEMORIAE. Драматург - Элина Петрова, хореограф - Ксения Петренко, художники - Кирилл Маловичко и Маша Небесная — резиденты Инженерного театра АХЕ.
Главным героем стало само пространство Петрикирхе, первая лютеранская церковь в Санкт-Петербурге, в стенах которой в советское время были склады, а затем долгие годы — бассейн. С 2019 года в Петрикирхе действует арт-пространство, организовываются выставки, экскурсии, концерты и спектакли. Подвал и чаша бассейна, а также капелла были расписаны американским художником Мэттом Лэмбом и российским немцем Адамом Шмидтом — в память о жертвах советских репрессий и депортаций. Создатели MEMORIAE предлагают зрителям поразмышлять о свойствах памяти. Кто мы и откуда пришли? Что мы помним? Что передадим последующим поколениям?
Действие MEMORIAE включает три локации. В прологе зрители спускаются в катакомбы, словно проваливаясь в прошлое, к истокам. Здесь, на нулевом уровне, уровне археологии, начинается действо, ключевой элемент которого — земля. Группа людей, которые пока не умеют разговаривать, объясняются лишь жестами и прижимаются друг к другу, закапываются в землю, пытаясь согреться. В гипнотических напевах и стрекоте сверчков слышатся голоса забытых предков, чувствуются сакральные запахи земли и дерева. Появляется хтонический персонаж, возделывающий плодородную почву, способный проходить сквозь пространство и время — освещая путь людям и направляя их (Александр Балсанов). Он передает человечеству узелки с предметами — памятью. А те лишь растерянно перебирают вещи, пытаясь распознать их, погружают руки и лицо в землю, на миг вспоминают — чтобы снова забыть.
Постепенно рождаются люди-актеры, слышатся обрывки фраз-воспоминаний: «Это кирха раньше была.. Была да сплыла».
Зрители перемещаются в пространство с той самой законсервированной старой чашей бассейна — обтянутое тканью, помещение предстает шатром памяти. В видеопроекциях актеры (Галя Локшина-Гидон, Дина Имишкеева, Анастасия Колесина, Денис Соколов, Денис Зыков, Регина Хабибуллина и Алексей Эрберг, Маша Небесная) обращаются к личной памяти — говорят о бабушках и дедушках, о репрессиях и тяжелом детстве и о том, почему после смерти тело умершего человека весит на 21 грамм меньше? Не потому ли, что мы постоянно перерождаемся в новых жизнях, теряя память и вновь обретая ее?
Не зря одно из самых страшных наказаний — истребление памяти (Damnatio memoriae). Оно применялось в Древнем Риме к государственным преступникам — стирались имена из законов, надгробий, летописей.
Третья и последняя локация проекта MEMORIAE — главный зал с алтарем и органом, по которому проводит небольшую экскурсию сотрудник, рассказывая об удивительном прошлом Петрикирхе. А зрители, присев на скамьи, слушают и начинают общаться друг с другом, поначалу обсуждая только что увиденное, а после делятся личными историями. Как говорят создатели, «о многих вещах мы вспоминаем лишь по мере того, как находится повод рассказать о них».
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа