В Петербургской филармонии им. Шостаковича 25 января в седьмой раз состоялся концерт памяти жертв Холокоста «Желтые звезды». Мероприятия в память об общечеловеческой трагедии проходят по всему миру. Их кульминация — 27 января, в этот день в 1945 году советскими войсками был освобождён Освенцим, где по примерным оценкам были замучены и сожжены свыше 1 миллиона евреев.
Режиссером проекта «Жёлтые звёзды» выступил заслуженный деятель искусств России Валерий Галендеев, дирижировал вместо заболевшего Владимира Альтшулера Анатолий Рыбалко.
Традиционно частью программы стало художественное слово. В разные годы в проекте принимали участие Ксения Раппопорт и Чулпан Хаматова. В этом году заслуженная артистка России Елизавета Боярская прочитала фрагменты произведения «Треблинский ад» писателя и журналиста Василия Гроссмана. Он был в числе корреспондентов, которые первыми вошли в концлагерь Треблинка, освобожденный советскими войсками. В своей статье Гроссман детально описывает конвейер смерти. Что страшнее — ехать в концлагерь, зная, что обречен на смерть, или до самого конца быть уверенным в своем спасении? Нацисты придумали изощренный обман — продавать визы, оформлять заграничные паспорта и отправлять целые семьи евреев, счастливых, с кофрами, запасами продуктов, в концлагерь, даже создав иллюзию жд станции — с кассой, залом ожидания, швейцаром и оркестром.
До 20 000 человек ежедневно проходило через трудовой лагерь в Треблинке. Смертельная газовня ждала их в течение несколько дней после прибытия - лишь немногим мастерам (пекарям, каменщикам, портным) выпадало счастье жить недели, месяцы. Счастье? Ежедневно по 15-20 человек кончали жизнью или бросались под пули сами. «Получить пулю — версус». Быть обреченным на жизнь было страшнее, чем быть обреченным на смерть в Треблинке.
В финале повествования Елизавета Боярская, с трудом сдерживая слезы, задает вопросы, адресованные Гроссманом всему человечеству: «Что родило нацизм, что нужно, чтобы нацизм, фашизм, гитлеризм не воскрес никогда, ни по эту, ни по ту сторону океана, никогда, во веки веков?! Мы должны помнить, что расизм, фашизм вынесет из этой войны не только горечь поражения, но и сладостные воспоминания о легкости массового убийства". Брошюра "Треблинский ад" была представлена на Нюрнбергском процессе в качестве обвинительного документа. Аккомпанировал Елизавете Боярской виолончелист Алексей Стадлер, словно поддерживая и наполняя жизнью зал. Прозвучали произведения Пауля Хиндемита, Иоганна Себастьяна Баха и Моисея Вайнберга.
Во втором отделении состоялась российская премьера концерта для клезмерского кларнета с оркестром американского композитора Влада Маргулиса в виртуозном исполнении Ильи Гиндина, одного из самых ярких пропагандистов клезмерской музыки. Клезмерская (традиционная еврейская) музыка похожа на человеческий голос — то плачущая, то смеющаяся, порой игривая и торжественно-драматичная, с неожиданными вставками, заменами ритма — ускорением и замедлением.
Благодаря художнику по свету Денису Колосову с каждой композицией зал преображался — от пронзительно-холодного голубого света до окутывающе теплого и солнечного.
В завершение вечера прозвучал вокальный цикл Дмитрия Шостаковича «Из еврейской народной поэзии» в исполнении солистов Мариинского театра Марии Баянкиной, Екатерины Сергеевой и Дмитрия Воропаева. Эти восемь песен были своеобразным манифестом против волны преследования евреев в СССР в послевоенные годы. В текстах предстают сценки из жизни бедных еврейских семей, особенно драматичны «Колыбельная», «Зима» и «Плач об умершем младенце».
Спасибо организаторам проекта «Желтые звезды» за возможность собираться раз в год, чтобы почтить память - будто по старинной еврейской традиции возложив камень на несуществующую могилу. Как писал поэт Александр Городницкий: «Снявши камень с души, передать его умершим предкам…».
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа