Помните фильм «Крупная рыба» Тима Бертона? Там герой восстанавливает в памяти жизнь умирающего отца — как пазл, из разрозненных кусочков-воспоминаний и удивительных, порой просто невероятных фактов. Один из таких фрагментов — работа в передвижном цирке-шапито с директором-оборотнем, бородатой женщиной и великаном, там, где время может остановиться или, наоборот, бежать быстрее, где можно встретить свою судьбу... Безумно хотелось очутиться в таком волшебном месте, правда?
Теперь это стало возможным — Особняк.Театр выпустил премьеру - «Цирк Умвельт». Постановка, жанр которой определен как метафизическое закулисье - режиссерский дебют Алисы Олейник, актрисы спектаклей «Машина едет к морю», «Король умирает», «Мрамор», «Комната Герды» и многих других. Премьера состоялась 30 ноября 2021.
Начинается спектакль неспешно - чтобы зрители отвлеклись от внешних помех и постепенно погрузились в действие. На сцене прогуливается человек без головы, стелется туман, зловеще развеваются цветные флажки, а луч света выхватывает одинокую фигурку.. или нет, две фигуры? Сиамские близнецы — Элизабет (Александра Байраковская) и Анна - некоторое время пытаются сосуществовать, заботиться друг о друге, но вскоре Элизабет в поисках славы покидает сестру, и та остается одна, постепенно старея и угасая.
Полотно спектакля распадается на этюды - с воздушной гимнасткой Элизабет, взлетающей ввысь на стеклянной люстре-олене и выделываюшей акробатические трюки на тросе, с ожесточившейся одинокой Анной, незадачливым птичником-фокусником (Кирилл Смирнов), двумя акробатами-силачами, которые конкурируют друг с другом, безголовым птенцом Майком, в душе — гордым альбатросом... Эти номера - в лучших традициях магического реализма, порой уморительно смешные, но чаще - полные тоски и грусти, порой — тревожные и страшные.
Поначалу не верится, что Анна, удивительно похожая на актрису Александру Байраковскую, это кукла. Её создали художник Сергей Корытов с командой Imagineers.workshop с применением таких технологий, которые используются не в каждом высокобюджетном фильме. Была проделана гигантская работа с 3d сканированием, 3d печатью, скульптурной лепкой, силиконовыми слепками. В итоге получилось существо пластичное и подвижное с пугающе живым лицом.
Есть ещё Анна в старости (кукла - работа художницы Анис Кронидовой), которая в руках кудесника Семёна Мруза двигается как человек, ворчит, беспокоится и даже нападает на кукловода. В их танце-движении, как в книге «Синдром Петрушки» Дины Рубиной, сплетаются любовь-страсть-страх-ненависть. Эти чувства часто идут рука об руку, и пугающее чувство зависимости от другого человека в старости порой толкает на грубость и желание оттолкнуть.
Каждая сцена в «Цирке Умвельт» визуально безупречна, их хочется пересматривать буквально покадрово. Мастерски работает с освещением Василий Ковалев — погружение в абсолютную тьму с одиноким трепещущим лучом и постепенное наполнение пространства струящимся тёплым светом, словно исцеляющим души одиноких и страдающих от своих несовершенств существ.
За пластику в спектакле отвечает именитый хореограф Полина Митряшина, участница российских и зарубежных проектов - «Empty Room» Джона Аленна (США), «Butterfly Hips» и «7» Педро Гомеса (Нидерланды), «1234» Юрия Смекалова (Россия) и многих других.
В «Цирке Умвельт» почти нет слов, зрители считывают и расшифровывают символы сами — кто-то поразмышляет об эгоизме и порой слишком сильном желании привязать к себе близкого человека, другим откликнется история о цене славы, о хрупкости и конечности жизни и о том, как не предать себя и свои мечты в стремлении понравиться всем и стать таким же, как другие.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа