У каждого свой «обрыв»

8 декабря в Театре юного зрителя ценители  русской классики смогли увидеть спектакль «Обрыв», поставленный по мотивам романа И. Гончарова. Автор пьесы - А. Шапиро, режиссер спектакля – Анатолий Ледуховский.      

Классика всегда современна. Меняются ракурс, детали, костюмы, оценка и восприятие читателей и зрителей, а проблема взаимоотношений, которую описал автор пьесы и показали режиссер и артисты, повторяется вновь и вновь уже с другими людьми. На сцене происходят события почти двухсотлетней давности, но они вполне актуальны и современны.

Борис Павлович Райский – молодой человек за тридцать, переживающий кризис целеполагания. Его способности не востребованы обществом, имеющиеся ресурсы не находят применения, нет главной цели в жизни. И вдруг появляется идея – написать роман об идеальной женщине. Самой умной, красивой, притягательной, способной ученице и очаровательной спутнице, с которой можно поехать за границу и показаться на светском мероприятии. Самое главное - в ней должна быть стойкость убеждений, чтобы не изменила, не сорвалась, «не прыгнула в обрыв».

Ежедневный интеллектуальный труд способен вызволить человека из меланхолии и лени, говоря современным языком – победить депрессию. Только вот книга у Райского «никак не клеится».  «Хочу описать жизнь – получается роман, хочу завести роман – выходит жизнь», - печально констатирует он.

Как это часто бывает, в трудные минуты жизни вспоминается детство и молодость, те места, где прошла юность. Так хочется туда вернуться, чтобы затем уйти, набравшись сил для жизни. В родовом имении встречаются три  главные (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ) женщины, но которая из них самая идеальная?

Есть еще и «отрицательный персонаж» - Полина Карповна Крицкая (Анна Лебедь (Кочеткова)), веселая, эксцентричная, но увы… не подходит. Кто остался?

Двоюродная бабушка Бориса – Татьяна Марковна (народная артистка России Антонина Введенская). Умная, строгая, хозяйственная. Говорят, что в молодости была очень красива. Она воспитывает внучек в духе традиционных ценностей, образцово ведет два хозяйства, пользуется уважением соседей. Но как скучно она говорит!

Племянница Марфинька (Анастасия Казакова) – наивная хозяюшка, заботливая и ласковая, чуткая и привлекательная. Только не хочет она ехать ни в столицу, ни за границу. Мужа она себе станет выбирать такого же деревенского, простоватого и послушного. И еще есть у нее тайное желание: «пронестись на лошадях над обрывом со скоростью ветра и со спутником - не мужем».

Племянница Вера (Анна Мигицко) – холодная интеллектуалка-красавица, читает «умные» книги и мечтает о свободе. Она внушает страсть и влюбляет в себя окружающих мужчин, оставаясь недосягаемой царицей. Но и она срывается в «обрыв любви», обнаружив стремление создать семью со свободолюбивым человеком, и чувствуя, что тем самым предала себя, свое желание свободы.

В спектакле у каждого свой обрыв. У Райского возникает мелькание световых столбов на крутящейся сцене, для  Марфиньки – поднимающийся вверх мостик, а Веру зовет голос из темноты.

Круг замкнулся - нет спасения от «обрыва», нет смысла писать роман, лучше лепить скульптуры, в которых люди без лишних слов узнают себя.

Текст: Мария Гузарёва

Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения