23 декабря в российский прокат выйдет фильм «Триумф» о победе силы личности над человеческой трагедией, в котором преступники вместо наказания получают трудотерапию на театральной сцене. Картина Эммануэля Курколя – участник Каннского фестиваля, номинант «Золотого глобуса» и лучшая европейская комедия, с точки зрения кинокритиков Европейской киноакадемии. Основанная на реальных событиях история о гуманистических ценностях, вневременном девизе французских революционеров «Liberté, égalité, fraternité» и абсурдности современного общественного мироустройства поставлена в лучших театральных традициях «Комеди Франсез» с учетом актуальных в европейском кинематографе тенденций.
Режиссер и сценарист «Триумфа» Эммануэль Курколь уже не первый раз обращается к теме театрального искусства и остросоциальным вопросам. В снятой по его сценарию мелодраме «Мадемуазель» главная героиня влюбляется в актера, а в драме «Добро пожаловать» беженец из Ирака стремится попасть в Лондон. В «Триумфе» театральные подмостки становятся основным местом действия, а действующие лица – французы, приезжие из Африки и России. Одного из персонажей сыграл русский актер Александр Медведев. Многих других – профессиональные актеры «Комеди Франсез».
Еще один самый известный театр Франции, театр «Одеон», в котором происходит кульминация фильма, с одной стороны, сохраняет принципы Мольера и Вольтера, с другой - соединяет театральность с общественной значимостью искусства. Французская театральная школа менялась под влиянием духа времени, то рационализируя, то идеализируя человека в его различных проявлениях, в том числе, и образ преступника, провозглашая культ личности, сбросившей все оковы могучей реальности. Очеловечив нарушителя закона, придав ему характер, достоинства и недостатки, определенные черты темперамента и сделав его обаятельным, показав, что и он может любить свою жену, ребенка и близких, театр, а вслед за ним и кинематограф, призывал зрителей сочувствовать и сопереживать тем, кто по воле обстоятельств или совершенных ошибок оказывался на дне общества и за решеткой. Стоит только вспомнить фильмы «Осторожно: бандиты!», «С Новым годом!» Клода Лелуша, «Ограбление» Александра Аркади, «Банду», «Борсалино и компанию» с Аленом Делоном и другие. Эммануэль Курколь последовал этой традиции, сделав из преступников людей, способных вызвать сострадание и симпатию, при этом не лишив их ожидаемых для маргиналов свойств.
Характеристики делинквентного поведения: нежелание подчиняться нормам и законам, грубость, повышенная возбудимость и плохая обучаемость. Все эти черты есть у пяти персонажей фильма, из которых актер и режиссер Этьен пытается создать театральную труппу, способную воплотить на сцене пьесу С.Беккета «В ожидании Годо».
Меланхоличный, тревожный, но очень целеустремлённый новоиспеченный режиссер уверен, что шесть месяцев театротерапии помогут реабилитироваться и его подопечным, и ему самому. Он изо дня в день мотивирует своих «актеров» повторять скороговорки, держать равновесие и вживаться в образ по системе К. Станиславского.
Роль Этьена исполнил известный комедийный французский актер Кад Мерад. Его можно увидеть в фильмах «Хористы», «Бобро пожаловать!», «Париж! Париж!», «Суперстар», «Месье папа», «Каникулы маленького Николя», «Бис» и многих других. Амплуа актера – добросердечный, немного нелепый отец или обыватель, которому не всегда сопутствует удача. В «Триумфе» у Этьена также есть дочь Нина (Матильда Курколь-Розес), с которой он пытается наладить отношения.
И все же основная задача Этьена – постановка спектакля, в котором нет «ни морали, ни действия, ни начала, ни конца». Самое влиятельное драматургическое произведение 20 века - абсурдистская пьеса Сэмюэля Беккета – это «антитеатр», в котором даже слова утрачивают значение. Как правило, постановки подобного направления на сцене французских театров в середине 1950-х заканчивались скандалом, либо не воспринимались зрителями. Герои пьесы: Владимир и Эстрагон проводят дни в монотонных, одинаковых разговорах, посвящая свою жизнь ожиданию неведомого Годо. Несмотря на комичный внешний вид, персонажи озвучивают трагические смыслы. И именно этот дуализм лег в основу фильма. Получившие большие сроки заключенные сидят в одиночных камерах и лучше всех знают, что такое ждать. Бессмысленность и абсурдность ожидания в реальности этих людей сопоставлены с сюжетом пьесы.
Ограничение свободы и прав претит самому духу французских интеллектуалов. Девиз «Liberté, égalité, fraternité» («Свобода, равенство, братство») становится основополагающей целью, где заключенный равен охраннику, межрасовые противоречия исчезают и провозглашается величие романтической личности, бросающей вызов обстоятельствам жизни.
Несмотря на всю глубину смыслов и театральность, «Триумф» - не монотонное фестивальное кино, а вполне зрительская картина, способная увлечь комичными моментами, сюжетом и подлинностью драматических переживаний.
Уже 17 декабря «Триумф» можно будет посмотреть в Москве, в кинотеатре Каро «Октябрь». После просмотра зрителей ждет дискуссия с кинокритиком Денисом Виленкиным. 20 декабря в Доме кино, в Санкт-Петербурге, состоится показ и обсуждение фильма с кинокритиком Елизаветой Фандориной.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии с сайта kinopoisk