5 декабря в рамках фестиваля спектаклей, выдвинутых на престижную театральную награду «Золотая Маска», на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» состоялся показ изысканно-интеллектуального, когнитивно-психологичного и религиозно-философского спектакля «Проблема» Российского академического молодежного театра из Москвы.
Лауреат Премии «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» 2021 года Алексей Бородин создал спектакль-диспут, в котором слова пьесы Тома Стоппарда играют основную роль в воплощении драмы идей, лежащих в основе теории игр, бихевиоризма и эволюционного обоснования происхождения сознания. Погружение зрителей в происходящее на сцене с подлинной заинтересованностью в людях, доходящий до откровенности натурализм, великолепная живая музыка, визуализация на грани фантастики, переданный актерами с искренней горячностью чувств конфликт сартровского экзистенциального психоанализа и принципов нейробиологии - это те элементы спектакля «Проблема», через которые осуществляется поиск этически приемлемого и научно-обоснованного решения о душе.
В постановке Алексея Бородина между зрителями и актерами практически нет дистанции, так как предусмотрена такая рассадка в зале, при которой два сектора расположены лицом к лицу по отношению друг к другу, а само действие происходит между ними. Более того, ближе к финалу актеры перестают уходить со сцены, присоединяясь к зрителям и наблюдая за происходящим.
На сцене – современная квартира, в которой есть кровать, журнальные столики, экраны и ноутбук. В углу сцены играют джаз музыканты. Ансамбль включает в себя скрипку, саксофон, контрабас, ударные и фортепиано. Наверху под углом с двух сторон расположены большие экраны, на которые транслируется видеоряд: облака, ночной город, осенний парк, виды Венеции или небоскреб, в зависимости от сюжета.
Кровать на сцене всегда несет определенный смысл и настраивает зрителя на соответствующий лад. И действительно первая часть спектакля – это разговоры в постели до и после. В темах этих разговорах и в самих персонажах – дуализм реальностей и их интерпретаций. Эти свойственные постмодернизму черты есть и в других пьесах Тома Стоппарда («Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Берег утопии» и других), но именно в «Проблеме» они раскрываются особенно открыто через диалоги на тему философии, психологии и науки.
У постели оказываются циничный материалист и приверженец дарвинизма преподаватель Спайк (заслуженный артист России Петр Красилов) и его религиозная, эмпатичная студентка-психолог Хилари (Ирина Таранник). Между ними вспыхивает искра не только телесной страсти, но и научного толка. Они обсуждают дилемму заключенного, психологические эксперименты и теологические вопросы. И если Спайк в своем нарциссизме уверен, что он отвечает за всю науку, а молиться богу – это то же самое, что встать на колени перед братцем Кроликом, то Хилари готова отстаивать идею о наличии души перед научным советом. Пафос, высокомерие и зацикленность на биологических инстинктах Спайка вызывают у Хилари на физическом уровне тошноту, как в одноименном произведении Сартра. Спайк, упрощенно следуя заветам классического психоанализа и поведенческой психологии, не замечает отличий между человеком и животным, тем времени хрупкая личность Хилари разрушается от его токсичных высказываний в отношении ее работы и идеологии.
Откровенность в одежде (рубашка, халат, нижнее белье) и разговорах не приводят Хилари к браку, но ведут студентку в институт, занимающийся исследованиями мозга и психологическими экспериментами. И здесь продолжается поиск излюбленных тем Стоппарда, которые также обсуждаются в других его пьесах: способность к сопереживанию и сочувствию, происхождение сознания, альтруистическая и эгоистическая мотивация доброты и сама суть понятия. С Хилари в диалог о душе вступает уже не только Спайк, но и руководитель отдела в институте Лео (заслуженный артист России Андрей Бажин), и игрок на фондовых рынках, ученый Амал (Дмитрий Кривощапов). Причем последний уверен, что человека нужно сравнивать не с животным, а с компьютером, которому человек, по его мнению, давно уже уступает по всем параметрам.
С точки зрения автора пьесы, женщины, как более чуткие и эмоциональные, в принципе, склонны к вере в нечто «хорошее» и «доброе», изначально заложенное в человеке. Поддержку Хилари в институте оказывает девушка Амала – математик, трогательная и очаровательная китаянка Бо (заслуженная артистка России Татьяна Матюхова) и бывшая одноклассница, тренер по пилатесу Джулия (Александра Розовская). Особенно значима их помощь в тот момент, когда Спайк после успеха с анализом слюны игроков в покер доказывает возможность прогнозирования поведения людей, в пух и прах разносит исследования Хилари и обесценивает все, во что она верит.
И неожиданно к состраданию выходит, наверное, самый интересный персонаж пьесы – Джерри (Алексей Веселкин). Стильный, уверенный в себе, ухоженный и очень богатый мужчина с седыми волосами до плеч, он может вспышками гнева довести сотрудников до обморока, но при этом всегда добр к своей дочери Кэти (Полина Лашкевич). Он представляет собой моральный суд пьесы, карая за излишний материализм и обещая награду тем, кто даже вопреки его неверию в бога, судьбу и совпадения, продолжает верить в то, что человек не зверь и не машина.
Несмотря на весь интеллектуальный уклон спектакля, в нем есть ирония, как, например, в фильмах Вуди Аллена, есть и трогательная история с неожиданной, мелодраматической развязкой. И в этой развязке кроется множество этических вопросов, как и в самой теории игр, которая взята за основу пьесы. Не аморально ли применение теории, основанной на чувстве корысти, даже, если она математически обоснована, стоит ли следовать принципу «око за око», предначертаны ли нам судьбой случайные встречи и многие другие.
Кроме спектакля «Проблема» в программу фестиваля «Золотая Маска» в Санкт-Петербурге вошли: лучший спектакль 2020 года «Иранская конференция» по пьесе Ивана Вырыпаева (Театр Наций, Москва), номинант Фестиваля 2020 года «Ходжа Насреддин» (Театр Наций, Москва) Тимура Бекмамбетова и другие постановки. В этом году фестиваль проходит в одиннадцатый раз. Санкт-Петербург – последний город фестиваля. Проекты «Золотой Маски» состоялись в 13 городах, включая Омск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Уфу и т.д. Национальная театральная Премия «Золотая Маска» была учреждена в 1993 году, как профессиональная премия за лучшие спектакли во всех видах театрального искусства, включая драму, оперу, балет, оперетту, мюзикл, современный танец и театр кукол.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии из открытого доступа