Если бы у нас была возможность выбрать себе идеального партнёра, не надоел бы он через пару дней излишней предсказуемостью? Почему зачастую мы влюбляемся вовсе не в тех положительных героев, о которых фантазируем? Природу любви, человеческих взаимоотношений и свободу выбора исследует режиссер Таня Вайнштейн в спектакле «Хуманитас Инжиниринг». Премьера Такого театра состоялась 18 декабря на площадке «Скороход». Постановка - синтез драмы, современной хореографии и новых технологий - создана по мотивам одноименной пьесы востребованного молодого драматурга Марии Зелинской.
Недалекое будущее. В инновационную компанию Humanitas Engineering обращается Лера (Юлия Гришаева). Ей около 30, она настрадалась в поисках простого женского счастья и не хочет больше рисковать. «Жить в отношениях невозможно. Жить без отношений невозможно. Тогда, может, надо просто заказывать их, получать партнера как услугу?». Накопив нужную сумму, Лера наподобие Пигмалиона создает персонального робота, своего «Галатея», вылепив его от начала и до конца — от веса, телосложения и цвета глаз до темперамента и интеллекта. Вот только получив желаемый идеал, очень скоро героиня понимает, что верный набор заданных параметров еще не гарантирует появление чувств, и, кажется, нужно что-то ещё, что-то, что она упустила.. Да и подсознательно, судя по кодовому слову доступа, Лера, как и многие русские женщины, ищет себе вовсе не заботливого супермена, а ханурика - «слабого, болезненного человека, пьяницу». Юлия Гришаева играет весь набор гендерных стереотипов и комплексов — нетерпимую, уязвимую, но такую понятную и узнаваемую героиню. А между тем ее партнёр-робот (Артур Федынко), который поначалу ведет себя как запрограммированный Кен (о, эта заветная фраза «Я понимаю, что ты чувствуешь»!), будет гораздо взрослее и человечнее, чем взбалмошная Лера... Есть ещё невозмутимая робот Мила (Ниёле Мейлуте) с чипом в голове, у которой, оказывается, тоже есть чувства. Слезы, которая она с удивлением будет размазывать по щекам, и танцевальный этюд — одна из самых пронзительных сцен в спектакле.
«Хуманитас Инжиниринг» как кривое зеркало в парке аттракционов, смотреться в которое смешно, а порой неприятно и хочется отвернуться. Опасные шутки о лишнем весе, мысли о том, что такое на самом деле — быть вместе, а не рядом, о важности прикосновений и о том, почему внимание и страсть исчезают из отношений, перемежаются размышлениями о готовности женщин иметь детей и о том, что зачастую мы сами не знаем, чего хотим.
Визуальный язык спектакля создан в партнерстве с образовательной платформой Skillbox. Коллективная работа творческой группы авторов из разных уголков России под руководством куратора Сергея Гурова включает motion-графику, концепцию оформления сцены и зрительного зала. Ещё один партнёр, благодаря которому в постановке появляются футуристичные предметы интерьера - Eburet, петербургская студия проекта 99 Recycle, которая производит мебель из вторичного сырья.
Из сюжета о роботах, которые уже среди нас, могла получиться пугающая антиутопия в духе рассказов Рэя Брэдбери, Айзека Азимова или Анны Старобинец. Но пьеса Зелинской — горькая ирония о нас сегодняшних, одиноких, погрязших в гаджетах, пугливых, отвыкающих от живого контакта и готовых сутками напролет общаться на сайтах знакомств, постоянно откладывать встречу в оффлайне, боясь несоответствия ожиданиям. Финал спектакля переворачивает всё с ног на голову и подтверждает идею о том, что мы не можем наладить отношения с самим собой, что идеал — это скучно, и счастливы мы с кем-то, у куча недостатков, но именно он может быть идеален для тебя.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа