Free spirit Хельмута Ньютона в Эрарте

17 декабря в музее современного искусства Эрарта открылась выставка одного из самых известных fashion-фотографов – Хельмута Ньютона. Обнажив моделей перед фотокамерой и зрителями, Хельмут Ньютон открыл не только красоту их тел, но и поменял ракурс на женственность, которая в его объективе обрела силу через элегантность, соблазнение и провокацию. Выставка контрастных диптихов, выразительных черно-белых портретов и драматичных цветных фотографий продлится до 17 апреля.

16 декабря на открытии выставки состоялась видеоконференция с директором фонда Хельмута Ньютона – Маттиасом Хардером. Куратор фонда уже ранее работал с другими фотографами, включая Стива Шапиро, работы которого демонстрировались в Эрарте несколько лет назад. Маттиас Хардер рассказал о творческом пути Хельмута Ньютона и его влиянии на мир модной фотографии.

Хельмут Ньютон родился и провел детство в Германии. В 1938 году фотографу пришлось покинуть Берлин, с двумя фотоаппаратами в багаже и отправиться сначала в Сингапур, а потом в Австралию.

Вернувшись в Европу в 1950-х, Хельмут Ньютон заключил контракт с журналами, среди которых были Vogue, Queen, Elle и другие.

Поворотной точкой в жизни Хельмута Ньютона стал инфаркт, который произошел с фотографом в 1971 году. Осознав близость смерти, Хельмут Ньютон решил, что свободен и может делать то, что он хочет. В нем проснулся так называемый “free spirit” (вольный дух), который фотограф воплощал во всех последующих фотосессиях.

Такое видение мира совпало с духом времени. После студенческих волнений 1960-х, когда полуобнаженные женщины на демонстрациях отстаивали свои идеалы, обнаженные модели, выразительно смотрящие на зрителей с портретов Хельмута Ньютона, уже не вызывали шок.

Но и в 1975 году журналы не торопились публиковать откровенные фотографии, несмотря на всю их концептуальность. Именно тогда фотограф увлекся созданием диптихов, на которых модели были изображены в одинаковых позах. Основное отличие состояло в том, что, если на первом фото девушки были в одежде, то на втором – обнажены.

На создание диптихов Хельмута Ньютона вдохновили картины Франсиско Гойи, выставленные в музее «Прадо». В частности, «Маха обнаженная», которая составляет пару с картиной «Маха одетая».

Мир менялся, и уже спустя шесть лет редакторы журналов с удовольствием опубликовали работы Хельмута Ньютона. Но основной вклад фотографа все-таки даже не в этом. Он был первым, кто распечатал для выставки фотографии в натуральную величину. Это был «нокаут», шок и полный контакт с аудиторией, которая смогла увидеть новый мир через объектив Хельмута Ньютона и ощутить его мощное воздействие.

На выставке в «Эрарте» представлены как вышеупомянутые диптихи, так и самые известные фотографии мастера. Например, его автопортрет, на котором он в плаще снимает обнаженную модель, пока его жена устало скучает рядом. Другой известный снимок Ньютона: «Энди Уорхол».

Фотографии Ньютона называли «порнографическим шиком» за то, что он изображал моделей в откровенных и неприличных позах с такими атрибутами, как веревки и плетки. Сам фотограф считал себя исследователем сексуальности, и у него было немало единомышленников. Так, многие звезды соглашались ему позировать. Кроме Уорхола, на выставке в «Эрарте» можно увидеть Верушку, Ива Сен-Лорана и других.

Несмотря на обилие фотографий с обнаженной натурой, сам Ньютон признавался в интервью, что снимать обнаженных моделей – «это еще скучнее шмоток». И действительно фотографии мастера – это не просто голые женщины, это воплощенная на фотобумаге фантазия. Она может быть вульгарной, несмотря на всю откровенность антисексуальной, но при этом концептуальной. Причем в каждый снимок смысл вложит именно наблюдающий, возможно, в какой-то степени, ощущающий себя подглядывающим за интимной сценой вуайеристом.

Хельмут Ньютон снимал как для модных журналов, так и для порножурналов, в отелях и борделях, делая акцент не столько на красивом теле, сколько на выражении лица, в котором, с его точки зрения, как раз и кроется секрет подлинной эротики. Сам мастер считал, что «фотография – процесс совращения». И женщины на его фото именно такие: соблазнительные, свободные, гордые и роскошные в дорогих мехах и вечерних платьях.

Еще один частый атрибут фотографий Ньютона – зеркала. Отражая действительность, зеркала на его работах создают новую реальность, которая, по сути своей, иллюзия, отраженная в сознании наблюдателя. Возможно, поэтому снимки вызывают настолько противоречивые реакции: одних они смешат, других возбуждают, а в третьих вызывают тревогу или отвращение.

С легкой руки Ньютона технические образы превратились в мифы в магическом мире фотоискусства, и сам фотограф – “homo ludens” (человек играющий) играет со зрителем в свою игру, которая одним напомнит шахматы, а другим – погружение в мир бессознательного фантазма.

Единственный способ сыграть в эту игру и расшифровать код фотожеста Хельмута Ньютона – заглянуть в себя в момент просмотра на выставке, где может произойти полный контакт в полутемном зале напротив фотоснимка в натуральную величину в мире фотографического универсума.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Инны Зайцевой и из открытого доступа 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения