В выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников до 19 декабря проходит четвертая Международная художественная выставка-фестиваль "Портрет кошки".
Экспозиция традиционно развернулась во всех пяти залах исторического здания «Императорского общества поощрения художеств» на Большой Морской, 38. В этом году представлено свыше 1000 предметов искусства самых разных стилей - от реалистов до абстракционистов - и направлений - живопись и фотография, мозаика, витражи, коллажи, графика, скульптура, коллекционные игрушки. Посетители смогут познакомиться с работами мастеров из Греции, Эстонии, Великобритании, Швеции, США, Израиля, Новой Зеландии. Из российских художников представлены Андрей Ветрогонский, Борис Аникин, Константин Стерхов, Мария Аристова и многие другие.
Миссия фестиваля — популяризация искусства среди широкой аудитории, а к котам в Петербурге особое отношение, это неофициальный символ города. В рамках выставки традиционно запланирована насыщенная программа - открытые уроки, мастер-классы по пастели, акрилу и акварели.
ОКОЛО пообщался с участником выставки, художником-акварелистом Еленой Базановой, членом Союза Художников России и Общества акварелистов Санкт-Петербурга.
ОКОЛО: Елена, расскажите пожалуйста про свои работы, представленные в этом году на выставке.
Е.Н.: Первая - картина «Любовь к белым пионам», она создавалась, когда цвели пионы. Я начала работу и поняла, что просто пионы мне не хочется писать. Акварелька - моя самая любопытная кошка, и надо было понаблюдать за животным, провокацию такую создать, чтобы она позировала. На самом деле акварельные картины с портретами кошек у меня часто появляются сами по себе - животное пытается все время попасть в зону моего внимания. Кошачьему любопытству надо просто немножко подыграть.
Вторая работа — с котом Цицероном, «Запах лета». Писала ее в октябре, в то время, когда коты тосковали по лету. Я старалась рисовать букет, пока он был свежий, а коту отвела место на картине и писала его без подготовительного рисунка. Запах травы, который кот помнил с лета, его манил и привлек на натюрмортный стол.
ОКОЛО: А сколько у вас всего хвостатых питомцев?
Е.Н.: Сейчас всего три кота в Петербурге. Цицерону и Акварельке год исполнился этим летом. Интересно, что на прошлой выставке «Портрет кошки» были представлены две картины с ними же, они там ещё котята — с ромашками и со смородиной.
ОКОЛО: Сегодня у вас долгожданное событие - презентация книги «Акварельные коты».
Е.Н.: Да, это совместный проект с автором стихотворений Татьяной Павловой-Зеленской, мы знакомы с ней с 1994 года. Я ранее уже иллюстрировала другие книги. Поскольку я с 2015 года бабушка, то в этот раз решила сделать книгу для внучки. Работа продлилась пять лет, и взросление внучки шло вместе с созданием книги, интересно было наблюдать, как ребенок воспринимает черновые работы. Кстати, в итоге я перевела 6 кг бумаги, сегодня на презентацию принесла все свои черновые листы. Акварель — сложный и капризный материал. Я постаралась сделать максимально добрые иллюстрации, соблюсти стилизацию, чтобы ребенок мог прочитывать приемы и вдохновляться акварелью. Сегодня я проводила мастер-класс — и видно, что у ребят есть отдача и интерес, хотя и ощущение материала у каждого свое, не все готовы по-мокрому писать, есть психологический барьер. Акварель сродни арт-терапии, она снимает стресс.
ОКОЛО: А как часто Вы устраивает мастер-классы?
Е.Н.: У меня большой опыт проведения мастер-классов, но в пандемийное время редко получается, к сожалению. Я проводила занятия в том числе с детьми из хосписа, слабослышащими, из интернатов. Вижу, как материал помогает им увлекаться. «Чудо», «волшебство» - вот что говорят обычно дети. Кстати, сегодня на мастер-классе сама вода была отзывчива на аудиторию, было ощущение, что материал сам создает что-то на листе, и дети это почувствовали.
Текст и фото: Наталья Стародубцева