«А счастье было так возможно, так близко!» - мы помним эту фразу Татьяны Лариной Онегину ещё со школы и до сих пор пытаемся представить, а что было бы, если бы... О том, как важно ценить мимолетное счастье, рассуждают режиссеры Александра Мамкаева и Виктор Бугаков в новом спектакле Цехъ театра «Так возможно, так близко».
На сцене — девять актёров в балахонах-рясах, которые постепенно, один за другим, начинают играть на музыкальных инструментах, протяжно вздыхая, словно вспоминая что-то очень далекое и важное. Не покидает ощущение, что ты пришел на концерт - играют кто на чем - на балалайке, бубне, контрабасе.. Сперва получается какофония, но через пару минут звуки сплетаются в стройную мелодию - и начинается спектакль. Не будет выходов за кулисы - все исполнители, попеременно разоблачаясь и оказываясь в изящных костюмах 19 века — бледно-палевых и лиловых платьях, сюртуках, мундирах, пуховых платочках — будут постоянно присутствовать на сцене, создавая теплую атмосферу наподобие квартирника с душевным, доверительным диалогом со зрителем. А остальные будут аккомпанировать на инструментах, воспроизводя звуки природы — весеннюю грозу, стук дождевых капель, поскрипывающий под ногами снег.
В основу инсценировки легли рассказы А. П. Чехова: «Дом с мезонином», «Шуточка», «О любви» и «Рассказ госпожи NN». Как говорит один из персонажей, "До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть»... То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других... Надо, как говорят доктора, индивидуализировать каждый отдельный случай».
Сценография спектакля лаконична и легкими штрихами отсылает к чеховским деревенским героям — сено, свечи, старинные игрушки. Усиливают ассоциации с вырубленным садом жизни, ностальгией и светлой грустью поленья и топор (который, как и то самое ружье, что должно выстрелить, непременно будет использовано по назначению).
Лейтмотивом постановки звучит песня, исполняемая героями на разный лад: «Чего-то нет, чего-то жаль, куда-то сердце мчится в даль. Я вам скажу один секрет - кого люблю, того здесь нет».
Открывает первое действие «О любви», история Алёхина и замужней Анны Алексеевны (Маргарита Лоскутникова). Чудесно решение с объяснением героев через игру с детьми - с куклой и медведем. После каждого акта герои исполняют танец-самовыражение — помните, как в фильме «Любовь и голуби»? И танец Алехина (Павел Платонов), эдакого поломанного Петрушки, самый пронзительный и глубинный. А как задорно и весело обыграны катание на горках в мороз в «Шуточке» и поездка на лошадях героев «Рассказа госпожи NN» - с ветром, первой весенней грозой и ливнем, чувством дикого счастья и свободы — и все это на миниатюрной сцене Цехъ театра!
Каждый персонаж будет размышлять о том, как зарождается любовь, каким преградам — страху, стереотипам, общественному мнению - он не смог противостоять и почему предал это сильное чувство. Ведь «счастье было так возможно, так близко»... И хорошо, если воспоминания останутся светлыми, чуть детскими и трогательными, как в «Шуточке» или «Доме с мезонином», и не придется жалеть всю жизнь, как героине «Рассказ госпожи NN» (Елена Кауц), которая была слишком «знатна и богата», чтобы связать судьбу с сыном дьякона Петром Сергеичем (Михаил Васильев).
«Меня любили, счастье было близко и, казалось, жило со мной плечо о плечо; я жила припеваючи, не стараясь понять себя, не зная, чего я жду и чего хочу от жизни, а время шло и шло…проходило быстро, бесследно, не ценилось и исчезало, как туман… Где всё оно?».
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа
Спектакль-то хорош! Но обидно, что отклик, увы, не вычитан: цитируется не письмо Татьяны Онегину, а её слова в их финальной встрече. И «хорал» — это полифоническое хоровое произведение, а не тип представления.