Приближающееся столетие ТЮЗ имени А.А. Брянцева встречает масштабно, внедряя новые своевременные художественные проекты. С 18 по 21 октября в театре состоялся первый межрегиональный поэтический фестиваль «Б’ART’O».
В течение 4 дней на Малой сцене театра было представлено 14 спектаклей детских театральных студий, а на Камерной сцене — в рамках драматургического фестиваля «ПЬесочница» проведены читки 3 пьес молодых драматургов, рассчитанных на возраст 6+. Помимо этого, была придумана большая Дополнительная программа, включающая мастер-классы для детей по актерскому мастерству, сценическому движению и речи, актерскую лабораторию и круглый стол для руководителей. На участие в фестивале поступило множество заявок как от детских студий, так и от драматургов, что говорит об актуальности проекта, провоцирующего творчество и фокусирующего внимание на классической и современной поэзии. Мы поговорили с организаторами фестиваля Яной Бразиной, директором фестиваля «Б’ART’O», и Светланой Лаврецовой, директором ТЮЗа имени А.А. Брянцева и другими, о новом детище театра и узнали, насколько важно говорить с детьми на одном языке, чувствуя дыхание времени.
ОКОЛО: Почему фестиваль назван в честь Агнии Барто?
Я.Б.: В этом названии для нас сошлось всё: в 2021 году отмечается 115-летие со дня рождения Агнии Львовны, поэтому создание фестиваля, посвященного поэтическому слову, стало своеобразным реверансом и данью памяти великой поэтессе, на чьих стихах выросли многие поколения. Нам кажется, что сама звучность названия – очень поэтична, кроме того, в этом названии зашифрован корень «АРТ», смысл которого всем, конечно же, понятен.
ОКОЛО: Какие главные задачи фестиваля?
С.Л.: На сегодняшний момент для маленьких детей очень сложно найти хорошую современную драматургию. Фестиваль «Б’ART’O» направлен на прочтение поэзии театральным языком, побуждает к творчеству и созданию поэтических пьес и спектаклей.
Я.Б.: Наш фестиваль был задуман и реализован согласно двум глобальным целям. Первая - дать возможность юным артистам реализовать и продемонстрировать свои таланты на широкую благожелательную аудиторию, пройти мастер-классы у опытных педагогов, окунуться в процесс, в творческую атмосферу, выйти на сцену старейшего детского театра нашей страны, на легендарную Малую сцену. Для них, для их педагогов – это большой праздник, и мы рады им его подарить. Вместе с ребятами мы исследуем поэтическое слово, делаем открытия и для себя. В процесс активно вовлечены в качестве членов жюри наши артисты – им тоже очень важно видеть современного ребенка, знать, что его интересует, о чем он размышляет в своем творчестве.
Вторая глобальная цель, вектор фестиваля – исследование современной драматургии для детей. Лаборатория «ПЬесочница» ищет, выявляет самые интересные тексты, которые имеют хороший потенциал для воплощения на профессиональной сцене. Мы провели театрализованные читки трех интереснейших пьес, предварительно отобранных на конкурсной основе, с нами были и сами авторы, и детская фокус-группа. Мы обсуждали, анализировали, выслушивали разные мнения. Мы хотели бы, чтобы молодые авторы не оставались незамеченными, а их тексты активно брались театрами в работу. Думаю, нам удалось сделать шаг в этом направлении.
ОКОЛО: В чем заключается ценность поэтического фестиваля, проводимого в ТЮЗе?
Борис Ивушин, заслуженный артист России, председатель жюри фестиваля «Б’ART’O»: В театре, в котором в силу его специфики присутствует большое количество спектаклей, основанных на поэзии — и взрослой, и детской, мы можем глубже и серьезней оценить работу с с такими текстами детей и их педагогов, помочь им в работе над стихами. Мой собственный опыт работы со студентами и участие в жюри различных поэтических конкурсов позволяет сказать, что это, одновременно, и наиболее сложное, и полезное для эстетического чувства и развития направление. Стихи — это прежде всего ритм, а ритм, в свою очередь, напрямую связан с музыкой, танцем. Сам ритм возбуждает в человеке энергию, внутренне дисциплинирует и воспитывает, таким образом, можно сказать, что чтение стихов — это путь к слиянию многих театральных жанров. Такой материал заставляет человека мыслить, проводить высказывание, мысль сквозь череду образов, отступлений, жестко заключенных в те самые ритмические рамки. Таким образом, поэтический конкурс именно в нашем театре дает юным чтецам, их педагогам, да и нам, артистам, и эстетическое, и интеллектуальное развитие, открывает новые знания.
ОКОЛО: В театре уже 22 года проводится Международный Брянцевский фестиваль, в чем принципиальные отличия этих двух проектов?
Клавдия Кононова, директор Брянцевского фестиваля: О конкуренции, конечно, речи не идёт. На фестивале «Б’ART’O» рассматривается исключительно поэтическое творчество. Состав жюри на двух фестивалях разный, что сказывается и на отборе материала. Знаю, что была проведена огромная работа по отбору коллективов: я посмотрела несколько спектаклей - дети и материал очень достойные. Так же увидела в программе спектакль-лауреат Брянцевского фестиваля, что не могло не радовать. Фестиваль - это всегда хорошая встряска для театра, приобретение нового опыта и новых знакомств, здорово, что ТЮЗ имеет возможность за один сезон провести два масштабных фестиваля, направленных на развитие детского творчества.
ОКОЛО: У вас была большая Дополнительная программа, расскажите о ней поподробнее.
Ольга Карленко, художественный руководитель фестиваля «Б’ART’O»: У нас был круглый стол, мастер-классы и актерская лаборатория. На круглом столе мы обсуждали основные проблемы студий: как дети учатся, как включены в процесс родители, какой материал берется для работы. У студий разный уровень, опыт, эстетика, но все они находятся в процессе, и нам было, что обсудить. Мы стремились сохранить искренность обсуждений спектаклей и чувство товарищества: все мы коллеги, и на круглом столе общались без назиданий и критических разборов спектаклей.
На актерской лаборатории, которая шла три дня, мы вместе с актером ТЮЗа имени А.А. Брянцева Кузьмой Стомаченко работали с 11 ребятами из разных городов. Для нас было очень важно объединить детей, воспитанных в разных студиях, и увлечь их одной идеей. Мы замечательно провели время, ребята были очень вовлечены в процесс. Все вместе мы сделали стихотворный коллаж по произведениям Олега Григорьева и показали его на Гала-концерте, он был тепло принят зрителями. Я была режиссером Гала-концерта в первый раз в жизни! Для меня это огромная ответственность!
Вторая история была связана с мастер-классами, где артисты нашего театра Олег Сенченко и Кузьма Стомаченко проводили занятия по актерскому мастерству на уровне первого курса театрального института. Была актерская, речевая, пластическая разминка, стоп-кадры. На занятиях присутствовало человек 50. Это было очень интересно. А в первый день фестиваля был замечательный мастер-класс с моим любимым учителем Юрием Андреевичем Васильевым, профессором по сценической речи РГИСИ, который показал детям, как рождается звук, как говорить стихотворным размером и, самое главное, ради чего... Дети, которые хотели в этом разобраться, внимали, открыв рот, было очень приятно видеть такой серьезный подход. Помимо этого, впервые проходила драматургическая лаборатория «ПЬесочница», на которой режиссер и актер театра Андрей Слепухин вместе с артистами ТЮЗа представил читки по 3 современным пьесам для детей.
ОКОЛО:Фестиваль направлен на изучение интересов ребёнка. Что удалось узнать о современных детях?
Я.Б.: Главное открытие произошло как раз в процессе обсуждений новых пьес на лаборатории «ПЬесочница». Выбрав три текста в программу, мы размышляли и спорили – не слишком ли будет сложна образность этих пьес для детского восприятия. В итоге мы поняли, выслушав мнения ребят, что они понимают, чувствуют, порой, намного больше чем мы. И это дает нам вектор для дальнейшей работы в этом направлении.
ОКОЛО: Есть ли общие тенденции в современной драматургии для детей?
Я.Б.: Срез, представленный на «ПЬесочнице» показал как раз разные подходы авторов, и это дало нам пищу для размышлений и обсуждений. Кто-то пишет философские притчи, отсылающие к различным культурным, театральным, психологическим кодам. Кто-то – напротив, идет от ребенка, насыщая историю близкой детям лексикой и элементами узнаваемых жизненных, бытовых моментов. Оба подхода интересны и по-своему содержательны, оба, мы уверены, найдут отклик у юных зрителей.
Андрей Слепухин, актер и режиссер читок: Я прочитал все 10 пьес, вошедших в шорт-лист читки, из которых мы должны были выбрать 3 произведения. Определенные тенденции, конечно, прослеживаются: есть ряд пьес, которые берут какой-то острый вопрос, очень понятный детям, буллинг, например, и на эту узкую тему реалистично высказываются. 3 пьесы были написаны на основе мифов, сказаний, легенд, причем достаточно не популярных, исчезающих преданий, и одна из них попала на читку. А есть такие тексты, как пьеса Полины Коротыч, где идет совсем другая работа со словом. Подход к подростковой драматургии у Полины очень серьезный: так бы она написала и пьесу для взрослых. В пьесе чувствуется большое доверие к подростку, понимание, что он может воспринять не только нарративный текст, но и считать его другие возможности. Текст Полины - непрямого действия, чтобы он заработал, к нему нужно найти пристройку. Драматург доверяет и уважает детское сознание, пытается переосмыслить привычный дискурс отношений между взрослыми и детьми и общаться горизонтально, на равных. Это очень импонирует.
ОКОЛО:Дальнейшая судьба пьесы-лауреата известна? Планируется ли постановка?
Я.Б.: Лидером голосования и лауреатом у нас стала пьеса Полины Коротыч «Вадик поет свою музыку». Текст понравился и детскому жюри, и профессиональной публике, и артистам, которые были заняты в читке. Пьеса имеет отличный потенциал. Мы будем очень рады за Полину, если пьеса найдет воплощение на сцене профессионального театра. Кажется, такие планы есть.
ОКОЛО: Остро ли стоит вопрос необходимости современной драматургии для детей?
Андрей Слепухин, актер ТЮЗа и режиссер читок: Благодаря тому, что есть конкурс драматургии «Маленькая ремарка», активно развиваются бэби-театры, где занимаются с малышами, ситуация, безусловно, двигается вперед. Качественных, хороших текстов не так много, но очень важно, чтобы театр к ним обращался. В театре должен быть баланс между классическими произведениями и современными. Дети с удовольствием смотрят мультфильмы и узнают в современных героях себя. Знакомясь с современной драматургией в театре, дети привыкают к ней и расширяют свои возможности восприятия театра. Сосуществование классики и современности дает правильное насыщение театром.
В театре ребенок может посмотреть на себя со стороны. В процессе игры ему проще переосмыслить какие-то вещи: у детей проблем не меньше, чем у взрослых. Если в театре ребенок почувствует возможность, что его проблемы можно осмыслить, взглянуть на них со стороны, понять, что они не только у него, что это нормально и с ними можно работать, это будет замечательно.
Текст: Елизавета Ронгинская
Фотографии из открытого доступа