С сентября 2021 года на новой сцене ЛДМ проходят показы мюзикла «Дама Пик». В зрелищной, живописной и современной постановке режиссера спектакля Софьи Стрейзанд люди превращаются в карты на фоне роскошных парижских интерьеров XVIII века и среди статуй осеннего Летнего сада, прорицатель и раб колоды Сен-Жермен гипнотическим взглядом очаровывает всех присутствующих на сцене и в зале, а русская Мадонна Натали помогает персонажам А.С. Пушкина избавиться от игровой зависимости.
В новой интерпретации известного произведения появилась предыстория к сюжету оперы П.И.Чайковского, в которой тесно связаны между собой колоритная и бурная тема Графини, пронзительная и отчаянная тема Германа и наполненная египетской магией и масонскими тайнами тема Сен-Жермена. Отличительные особенности спектакля – профессиональный актерский состав, хореография с акробатическими элементами, впечатляющий видеоряд, а также трогательное и одновременно зажигательное музыкальное сопровождение композиторов Сергея Рубальского и Антона Танонова. Согласно замыслу создателей мюзикла история начинается в Париже, где азартный отец, безвольно сдавшийся во власть игры, проигрывает не только состояние, но и собственную дочь Натали. Ее называют русской Мадонной за элегантность, грацию и достоинство. Наивная, искренняя и открытая девушка кажется экзотикой во французском обществе при дворе, где сплетни и интриги правят миром. Под звуки клавесина дамы в париках в салоне у изысканной, очаровательной Маркизы (Мария Лагацкая-Зимина) флиртуют и интригуют. Образ времени создается благодаря костюмам, роскошным декорациям и даже интонациям актеров. Нравы и обычаи великой эпохи абсолютизма переданы также через ироничные тексты Игоря Шевчука. В придворном этикете господствует лицемерие, в моде – цинизм и безнравственность. О любви мечтать не принято, а «замужество страшит лишь тех, кто планирует хранить верность мужу». Развлечения – простые: кому по душе карты, идут к столам, а остальные могут танцевать. Причем хореографические номера включают в себя не только менуэты, но и акробатические прыжки, и сальто.
Совсем чужой в этом обществе оказалась Натали (Анастасия Вишневская), чем сразу привлекла внимание, вызвала зависть подруг и страсть поклонников. Первым свое сердце девушке отдал Виконт Филипп (Антон Авдеев). Романтичный и деликатный юноша слишком малодушен, чтобы вызвать соперников на дуэль, но готов обещать Натали, что весь мир будет у ее ног, если она сбежит с ним от выигравшего ее в карты Нуарэ (Иван Васильев). Филипп обещает девушке, что никогда не отступится от нее и докажет, что достоин. Лауреат международных конкурсов, артист мюзиклов «Мастер и Маргарита», «Демон Онегина», «Иисус Христос – суперзвезда» и других, Антон Авдеев создал лирический образ Филиппа и трагический образ его своеобразного будущего перевоплощения Германа. Когда во втором действии Герман клянется в любви Лизе, страстно умоляет графиню открыть секрет карт и сталкивается с силой судьбы, Антон Авдеев превосходно отыгрывает сочетание сильных эмоций ужаса, страха и разочарования, кульминацией которых становится пронзительный возглас: «Тройка, семерка, туз!».
Совсем другим путем идет Сен-Жермен. Известный актер, ранее игравший в мюзиклах «Великий Гэтсби», «Дориан Грей», «Шоколад», «Звезду заказывали?» и многих других Александр Осинин создал персонажа, достойного составить конкуренцию Калиостро или Якову Брюсу. Тонкие черты лица, безупречная осанка, величественная походка, драматический тембр голоса и решительные интонации актера сложились в удивительный образ: французский алхимик, оккультист и масон никогда не проигрывает в карты, знает секрет вечной молодости, обладает обширными познаниями в разных науках и знает секрет превращения в золото. Его взгляд прожигает насквозь, властный голос вводит в транс, а имя навевает страх. Сен-Жермен в исполнении Александра Осинина – элегантный дворянин, таинственный тамплиер с чувством собственного достоинства, амбициями и страстным желанием преодолеть человеческую природу ради создания ницшеанского сверхчеловека - бессмертного существа, достигшего иного качества свободы. Только свобода оказывается иллюзией. Получив тайные знания, Сен-Жермен сам оказывается в зависимости от колоды.
Мистическая, масонская и египетская символика соблюдена не только в тексте, но и в декорациях. На смену роскошным интерьерам появляется лучезарная дельта, а затем колонны с египетскими символами. Сопутствующий видеоряд с 3-d эффектом настолько зрелищный, что напоминает кадры из фантастического фильма или хоррора: летящие карты, полыхающие лестничные пролеты, огромные старинные двери, у которых тревожно и напряженно ищет графиню Герман и звездное небо: на его фоне Сен-Жермен великолепно исполняет арию с интонационными и тембровыми элементами, то гармонично сочетающимися, то контрастирующими с другими музыкальными образами. Особенно трагично, но с налетом некой готической романтики выглядит кладбище. А лунный морской пейзаж, словно сошедший с картины Куинджи, наоборот кажется романтичным и умиротворяющим.
Второе действие спектакля состоит из двух сюжетных линий: одна – умиротворяющая, в стилистике советских музыкальных телефильмов, таких как «Соломенная шляпка» или «Три мушкетера», а другая мрачная и пугающая, как в фильмах «Девятые врата» или «С широко закрытыми глазами». И если персонажи первой линии мило шутят о моде и любви, гуляя по саду, то персонажи второй - участники тайного братства, в котором поставившего душу на карту Германа приносят в жертву.
Персонажи вызывают восхищение и сочувствие. Атмосфере сопричастности происходящему способствует и то, что актеры несколько раз выходят в зрительный зал. Разрушение четвертой стены позволяет зрителям на себе ощутить холодность Сен-Жермена и горячность Натали. И еще больше ярких эмоций - в танцевальных номерах, например, в представлении мастей, каждая из которых олицетворяет свою силу: страсть, власть или смерть.
Какие бы перипетии ни происходили в сюжете, в этом мюзикле настолько светлый финал, что даже Сен-Жермен сбрасывает маску злодея и становится добросердечным, душевным покровителем. Мораль истории заключается в том, что какой бы привлекательной ни казалась игра, нужно уметь останавливаться. Проиграв партию, можно выиграть жизнь. И жизнь у нас всего лишь одна, поэтому выборы нужно делать правильные. А критерий правильности один – любовь.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии Дмитрия Ахмерова и Натальи Ивановой