Фестиваль искусств «Территория» осваивает новые пространства: в этом году некоторые мероприятия проекта проходят в партнерстве с музеем-заповедником «Царицыно». Все дни фестиваля (и после до 9 января) в Большом дворце можно посмотреть выставку-спектакль «Театрократия. Екатерина II и опера». Проект демонстрирует историю развития придворной и светской оперы во время правления Императрицы. Выставка-спектакль представляет из себя галерею оперы: политические и просветительские постановки, развлекательные и философские сюжеты, воспитание и устрашение придворных и публики. Екатерина выступала не только автором и режиссером многих произведений, но и жестким критиком и цензором своих современников. Именно ее вкусы и концептуальные взгляды на искусство сформировали русскую оперу второй половины 18 века и заложили фундамент для будущих деятелей.
Совместно с Большим театром музей-заповедник «Царицыно» отобрал редкие партитуры русских и итальянских опер 18 века, которые будут исполнены в аутентичном, оригинальном варианте. Многие их них не исполнялись уже более двух веков. Основой для спектакля послужили исторические документы, письма и дневники современников Екатерины и личные записи Императрицы.
Второе мероприятие выставки «Театрократия» — камерная кукольная (!) опера «Китаянки». Это совместная работа театра «Трикстер» и музыканта-изобретателя Петра Айду. Основа оперы — камерное произведение Кристофа Глюка «Китаянки»: сборник его любимых арий, которые никуда не вошли, и он решил их объединить одним сюжетом, написав под них отдельную оперу. Таким образом, зритель попадает на попурри по оперному жанру. В «Китаянках» прозвучат три арии: опера-сериа — трагедия, пастораль — любовная лирика и опера-буффа — комедия.
Спектакль удивительным образом сочетает в себе историчность и футуризм. Во-первых, перед нами — традиция барочной оперы. Создатели постановки обратились именно к классическому формату кукольного барочного театра. Во времена Екатерины, когда не у всех была возможность смотреть большую оперу, кукольные художники отправлялись в большие города, смотрели премьерное представление, перерисовывали декорации и костюмы в миниатюре. Потом объезжали с этим театром все города и деревни: так любой желающий мог приобщиться к «большому» искусству и оставаться в курсе новых постановок и сюжетов. Музыка Глюка часто звучала при дворе Императрицы, и это — еще одна историческая отсылка к обычаям эпохи. Будущее в постановке представлено аранжировкой костюмов и декораций: например, костюмы с проводами-шлемами, с помощью которых куклы подключаются к всемирному пространству игры — своеобразная аллюзия на «Матрицу». Барочный театр времени Екатерины был передовым форматом искусства, использовал новейшие технологии. Художники спектакля следуют традиции и создают декорации с помощью 3D-принтера, а кроме традиционных видов кукольного театра, используют проекции и элементы дополненной реальности.
Герои оказываются в утопическом мире будущего, где нет ни страданий, ни конфликтов. Единственное место, где «возможно все». В том числе, эмоциональные потрясения: адреналин, влюбленность, страсть и горе, радость и печаль — театрально-игровой клуб «Китай». В постановке легко заблудиться в уровнях иллюзии: мы отправляемся во времена Екатерины, на кукольную барочную оперу, а внутри самой оперы — в футуристическое пространство утопического мира, где многие «сидят» на искусстве и эмоциях, которые можно испытать только в творческой игре. Еще одна плоскость, представленная зрителю — разнообразие кукольного театра. На почти часовой постановке можно увидеть театр теней, работу с марионетками и даже мимирующих кукол-лица, созданные с помощью светящихся неоновых прутьев.
Спасибо фестивалю «Территория» за такой экскурс! И, цитируя текст оперы: «В реальной жизни такого не допустят и скажут: это все так устарело!». А мы от себя утверждаем: не устарело — историю театра интересно изучать. Театр «Трикстер» с Петром Айду показали нам, как это может быть увлекательно.
Текст: Елена Свиридова
Фотографии из открытого доступа