В Театре Романа Виктюка начался юбилейный марафон, посвященный 85-летию Романа Григорьевича. И премьерный показ спектакля Игоря Неведрова «P.S.» дал старт программе праздничных мероприятий.
В основе постановки лежит комедийная пьеса Марселя Митуа «Скок в постель». Эта типичная лёгкая комедия положений с глупыми ситуациями и гротесковыми персонажами – эксцентричным дизайнером, сумасшедшей писательницей, незадачливыми любовниками. Виктюк познакомил своих артистов с пьесой ещё семь лет назад, но плотно начал работу над ней только прошлой осенью. И перед режиссёром Игорем Неведровым стояла сложная и ответственная задача завершить начатое Романом Григорьевичем дело — собрать воедино уже готовые куски спектакля, – а почти половина уже была отрепетирована, – и доработать оставшийся материал. Результатом стал спектакль о репетициях этого самого спектакля. Решение не новое, но оправданное – именно так зрителя приглашают во внутреннюю кухню театра и вовлекают в игру, в постановку. С забыванием текста, отсутствием в нужное время костюмов, с техническими неполадками и не всегда простыми взаимоотношениями между артистами:
«– Людочка, а куда делась эта сцена?
– Димочка, мы её вырезали вчера, когда ты на «халтуре» был».
Перед началом все артисты хаотично перемещаются по сцене, разминаются, настаиваются, а зрители в это время рассаживаются. Но вот гаснет свет, и на проекционном экране появляется Виктюк и рассказывает о постановке, и это видео является одновременно прологом и финалом спектакля, как бы закольцовывает происходящее на сцене. Его слова звучат и напутствием, и итогом. Также его уже закадровый голос несколько раз звучит на протяжении действия. Его реплики-вкрапления в общую палитру спектакля создают эффект присутствия. Кажется, что он сам ведёт эту репетицию, хвалит и ругает «детей» - а для Виктюка все его артисты были детьми.
Весь спектакль - это фейерверк, фарс. Начавшись как обычная постановка, она вдруг прерывается и все оказываются на репетиции. Фигуры режиссёра здесь нет, она за скобками. У сцены стоит столик помрежа, пульт звукорежиссёра, по сцене ходят техники, занимающиеся перестановкой и отвлекающие артистов. История рассказывается архитипично, без привязки к конкретным именам, хотя в спектакле задействован звёздный состав труппы - Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Екатерина Карпушина, Анна Подсвирова, Антон Даниленко, Станислав Мотырев.
В пьесе всё путается, наивные уловки героев растут как снежный ком, ведя к абсурдному финалу. Комичность происходящего подчёркивают песни Клауса Номи, представляющих собой микс из оперы, цирка и кабаре. В какой-то момент нить сюжета теряют не только зрители, но и сами артисты. «Дайте мне кто-нибудь эту пьесу, я её сожгу!» в сердцах восклицает Заслуженный артист Дмитрий Бозин, когда очередной раз возникла неразбериха в диалогах.
Физическая подготовка, как и всегда у артистов этого театра, на высочайшем уровне - они легко забираются на все декорации и без видимого напряжения выполняют непростые трюки. Герои произносят свои монологи то на самых высоких точках сцены, то повисая на колоннах, то лёжа на полу, то балансируя на балконе на одной ноге.
Манифест к спектаклю заявлен как «Театр смерть высмеивает, ликуйте!», и артисты следуют ему - от души дурачатся , смеются, увлекая зрителя за собой. Всех их объединяет любовь к игре, к театру – это основная тема спектакля-благодарности. Конечно, грустные нотки присутствуют, особенно когда звучит голос Виктюка, но это не повод грустить и делать печальные лица. Постановка «P.S.» отдаёт дань человеку, который любил театр, любил театральность. Все два часа, пока шёл спектакль, публика смеялась, радовалась, получала жизнерадостные эмоции и вспоминала Романа Виктюка.
«Дети, терпите! Работа предстоит тяжёлая, я не виноват! До завтра! Завтра в двенадцать!» – звучит в финале голос Мастера. И все верят.
Текст: Дарина Львова
Фотографии Веры Трусовой