От сада до обеденного стола

От сада до обеденного стола. Так начинается моноспектакль Ингеборги Дапкунайте о личном прошлом: актриса отсчитывает шагами расстояние от сада до крыльца, чертит схему квартиры детства  в воображении зрителя. Это история о родном Вильнюсе, традиции праздновать Рождество, страхе потерять близких и бесконечном семейном тепле. Премьерные показы состоялись в рамках фестиваля искусств «Территория» на Малой сцене Театра наций. Художник-постановщик и режиссер — Савва Савельев. Работа над спектаклем и открытые репетиции прошли в рамках проекта «Арт-лаборатории» фестиваля «Территория».

«Sveiki sulaukę» («Привет дождавшимся») — название спектакля сразу погружает зрителей в литовское историческое пространство. Эту фразу литовцы говорят, поздравляя друг друга с Рождеством. Постановка закручивается по спирали вокруг выражения, проходя сквозь года весь путь взросления Ингеборги от юной девочки, верящей в зайцев, которые приносят подарки, до взрослой женщины, провожающей своих близких в последний путь.

По словам актрисы, идея спектакля кристаллизовалась во время пандемии. Изначально для работы над текстом была приглашена Женя Беркович, но позже от помощи драматурга решили отказаться. Остановились на формате этюда-диалога актрисы с режиссером. Зритель видит разомкнутые границы произведения и наблюдает лабораторию спектакля: процесс подбора предметов, выстраивания декораций, вырастания спектакля из черной комнаты Малой сцены. Еще до начала спектакля мы видим схему квартиры, заставленную старинными вещами. На сцене разметка, напоминающее чертеж. Перед выходом на сцену актрисы все вещи и разметку стирают помощники спектакля, а зрители переносятся из конкретного, материального пространства в область воспоминаний актрисы. На первый взгляд может показаться, что этот спектакль о советском прошлом и непростой истории Вильнюса через призму жизни одной литовской семьи. Текст пронизан таким количеством личных и трепетных моментов, что вскоре становится понятно: это театральная эпитафия о близких и любимых, попытка запомнить с помощью искусства тех, кого уже нет рядом и еще немного побыть вместе с ними.

Для театра много не нужно: резонирующая и универсальная тема, мастерство актрисы и режиссера, желание высказаться и готовность быть услышанными. Возможно, это произведение станет знаковым в творчестве Ингеборги: моноспектакль в форме вербатима — не только личное высказывание, но и демонстрация уровня игры и умения создать целый мир из ничего. Вывернуть внутреннее пространство, поделиться со зрителем субъективным мироощущением без особенных декораций, костюма, актеров-партнеров, текстов классиков. Ингеборга рассказывает о жизни бабушки и дедушки, долгой разлуке с родителями, отправленными в дипломатическую командировку на Шри-Ланку, первой любви, надеждах и свободе, связанными с распадом Союза. Детали памяти становятся признаками эпохи, а лейтмотивом через весь спектакль проходят воспоминания о праздновании Рождества. Смерти родственников и рождение детей отсчитывают ритм жизни и напоминают о неизменном и постоянно меняющемся. Оказавшись внутри чужой памяти, зритель невольно начинает обращаться к своим воспоминаниям и чувствовать сопричастность к повествованию спектакля на общечеловеческом уровне.

Неизвестно, будут ли спектакль еще играть после фестиваля «Территория». Также мы не знаем, сколько нам еще отведено утренних бесед за завтраком с близкими. «С любимыми не расставайтесь!» — напоминает Ингеборга. Цените близких и говорите им о ваших чувствах, пока есть возможность сказать это лично.

Текст: Елена Свиридова 

Фотографии из открытого доступа 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения