Театр «Искра» 1 октября представил спектакль на стихи Бориса Рыжего «Буду, если не умру» в новом пространстве «Нормальное место» на берегу Финского залива
В России расстаются навсегда.
В России друг от друга города
столь далеки,
что вздрагиваю я, шепнув «прощай».
Борис Рыжий
«Нормальное место» - это благотворительный кластер осознанного потребления, благотворительности, культуры и творчества, который запускают инклюзивные мастерские «Простые вещи», Анимационная студия «Да», благотворительная организация «Перспективы», инклюзивное кафе «Огурцы» и сеть благотворительных магазинов «Спасибо!» при поддержке и в партнерстве с проектом Севкабель Порт. Средства, собранные с продажи билетов, будут переданы для благоустройства пространства «Нормальное место». Идеологи проекта Даниил Александров и Маша Грекова: “Мы создаем «Нормальное место», чтобы через удивление нормальному люди перестали удивляться нормальному”. Полноценное открытие проекта состоится в апреле 2022 года, а социальные мастерские в «Нормальном месте» планируют открыть раньше, уже в декабре.
По словам создателей постановки (играют два актёра, они же - режиссёры: Дмитрий Коцелайнен и Михаил Попов), слоган кластера «только для всех» отражает ценности театрального проекта “Искра”: искусство должно быть доступно для всех, независимо от пола, возраста и социального статуса. Поэтому и была создана коллаборация с «Нормальным местом», а все вырученные средства от продаж билетов пойдут на благоустройство и дальнейшее развитие кластера.
Поэзия Бориса Рыжего - тоже для всех. Поэтому кроме стандартных билетов можно было приобрести входные по доступной цене, к тому же это лишний раз подчеркивает, что актёры и зрители находятся на равных.
По мнению сценариста и поэта Евгения Рейна, «Борис Рыжий был самым талантливым поэтом своего поколения». За девять лет творчества Борис Рыжий написал свыше тысячи стихов, публиковался в журналах «Звезда», «Урал», «Знамя», его стихи были переведены на многие языки, а голландский режиссер Алёна ван Дер Хорст сняла документальный фильм. В возрасте 26 лет он покончил жизнь самоубийством, после чего, как это часто бывает, получил признание, став голосом поколения. Его лирика пронизана тоской, тягой к саморазрушению, дерзостью, дворовой романтикой.
Режиссёры спектакля «Буду, если не умру» не пытаются расследовать причины трагической гибели Рыжего или анализировать его внезапную популярность и культовый статус. Они говорят о свободе и правде — читая стихи автора, играют на гитаре хиты прошлого века - от «Демо» до «Наутилуса Помпилиуса». А ещё ведут диалог по душам со зрителями, активно вовлекая их в действо — вызывают из зала, угощают водкой и килькой в томате, вместе смеются, плачут и вспоминают — каждый своё, что-то светлое, далекое. В финале спектакля пространство превращается в импровизированный танцпол - зрители знакомятся, общаются, танцуют.
"Пусть даже так: меня не будет в нём,
в том прошлом,
только чтоб без остановки
лил дождь, и на трамвайной остановке
сама Любовь стояла под дождём".
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа