Большеротые лягушки и божественные андрогины в новом спектакле Яна Фабра

Начало октября в театральной Москве проходит в ажиотаже вокруг фестиваля искусств «Территория». В этом году он проходит в формате covid-free: залы заполнены на 100%, попасть на представление можно только по сертификату о вакцинации или свежему ПЦР-тесту. Список приглашенных гостей тоже из доковидных времен: несколько зарубежных хэдлайнеров, главным образом  — любимый провокационный перформер Ян Фабр и еще одни гости из Бельгии — танцевальная компания Peeping Tom. Программа фестиваля продлится с 1 по 17 октября и будет состоять из спектаклей, перформансов, выставок, лекций и мастер-классов. По словам арт-директора Романа Должанского, настоящее открытие фестиваля состоялось 2 октября с премьерой спектакля Яна Фабра «Изменчивая сила любви».

Ян Фабр — редкий гость на российской сцене. Впервые его узнала широкая публика благодаря выставке в Эрмитаже «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» с чучелами найденных у дорог животных. На «Территорию» спектакли Фабра тоже уже привозили: в 2017 году на площадке Гоголь-центра показали его спектакль «Бельгийские правила». После — приглашали на 100-летие БДТ, там сейчас до сих пор играют спектакль по дневниковым записям перформера о жизни с бессонницей молодого художника «Ночной писатель». На родине Фабр приобрел славу не так давно, а сейчас и вовсе не в почете: его новый спектакль не только не приняли, но даже сорвали премьеру. Против самого перформера выставлены обвинения в домогательствах. Что ж, жизнь художника в информационную эпоху такова: без скандала — нет шедевра. «Изменчивая сила любви» — нетипичный спектакль для Фабра. В его радикальной и самой известной постановке «Гора Олимп» на сцене 24 часа исследуются практически все возможные способы взаимодействия со своим телом. Перформеры бегают, прыгают, спят, изображают половой акт, танцуют, рычат, раздирают сырое мясо, обмазываются золотой краской и блестками. Сейчас Фабр стал все чаще ставить «безобидные» перформансы с упором на манифестацию текста и символизм реквизита и движений. 

Бесчисленное количество гендеров, большеротые лягушки и свобода быть человеком — так можно зашифровать краткое содержание «Изменчивой силы любви». А если расшифровывать, то это — полуторачасовой потоковый перформанс на пяти языках с ироничным заигрыванием со зрителем и безупречной пластикой актеров.

По канонам перформативного театра, который требует оставить бытовые вопросы и тревоги дня, спектакль начинается с тишины и темноты. Зритель, оставленный в таком пространстве минут на пять, выходит из привычного состояния в нужные для режиссера эмоциональный накал и открытость. Итак, появляется свет. Перед вами несколько парт, за ними — то ли ученики средней школы, то ли офисные работники. Это рыцари искусства и воины красоты, кочующие по спектаклям Фабра — перформеры в вытянутых треугольных колпаках. Все действие — бесконечная вечеринка с переодеванием-трансформацией и манифестацией текста самого Фабра о человеческой природе. Весь реквизит актеров — их одежда, правила и форму носки которой они переизобретают в процессе спектакля. Из обычных костюмов мы получаем монструозные юбки, платья, топы и комбинезоны. Довольно очевидная метафора человеческих попыток пересоздать из себя новые гендеры и физические формы.

Любопытно, что актеры во время представления не взаимодействуют между собой: очень по-ковидному. Это является и символикой разрозненности: в спектакле об отношениях перформеры не входят в контакт друг с друг другом. Фабр утверждает гуманитарные ценности. Оставляет ожидаемую провокацию и эпатаж и  создает новую форму своего творчества. Как поделился режиссер на обсуждении спектакля со зрителями, он сделал эту работу в ответ на жесткую диктатуру европейской и американской реальности, где разнообразие идентичностей и даже насаждение со стороны правительства и управлений этого образа мысли, заставляет людей забыть, что они в первую очередь люди. Любите и будьте любимы, а ярлыки и поиск правильных названий забудьте. Это убивает искренность и настоящее. Такое «ванильное» высказывание уравновешивается иронией и даже сатирой: редкие большеротые лягушки — это гетеросексуалы, которых теперь редко встретишь, а ученики на сцене — божественные андрогины, которые могут пересобрать себя в существо любого пола.

Всепоглощающая любовь к искусству и точность высказывания — вот формула творчества Фабра. Сам режиссер формулирует это так: «Я верю в анархию красоты, анархию любви и анархию сексуальности. Вот мои три закона».

Текст: Елена Свиридова

Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения