26 сентября в Большом зале кинотеатра «Аврора» состоялся показ фильма «Тихая война». Режиссеры Алан Мак и Феликс Чун сняли драму о шпионских интригах, искусстве шифрования, патриотизме и самопожертвовании в духе бодхисатвы Гуаньинь. Великолепный актерский дуэт, профессиональная операторская работа и душещипательная история - то, что делает фильм достойным просмотра. Кинопоказ был организован, как часть программы кинофестиваля «Китай, ХХ век. История глазами китайского кино». Фильм представил киновед и журналист Дмитрий Комм.
https://youtu.be/NfqsxSZVlDA
Режиссеры Алан Мак и Феликс Чун известны любителям азиатского кино по фильмам «Прослушка» и «Двойная рокировка». Последняя картина настолько впечатлила Мартина Скорсезе, что он сделал по ней ставший очень популярным во всем мире ремейк «Отступники». Как очевидно из названий фильмов, шпионская тема для режиссеров довольно актуальна.
Главные роли в фильме «Тихая война» сыграли знаменитые в Китае и за его пределами актеры: Тони Люн и Чжоу Сюнь. Тони Люн долго сотрудничал с Вонгом Кар-Ваем. Его можно увидеть в таких известных фестивальных фильмах, как «Любовное настроение» и «2046». В фильме «Тихая война» актер сыграл роль слепого настройщика роялей, который обладает настолько идеальным слухом, что его вербуют для поиска шпионских радиопередач в разведку. Его персонаж – Хэ Бин из простого парня, который мечтает о новой квартире и машине для мамы, превращается в настоящего героя и патриота, готового пожертвовать самым дорогим ради разоблачения преступников.
Партнерша Тони Люн по фильму - Чжоу Сюнь знаменита не меньше. Европейские зрители знают ее по кинокартине «Облачный атлас». В Китае актриса снималась в картинах «Тайна реки Сучжоу», «Возможно, любовь» и многих других, и получила все возможные награды. В представленном на фестивале фильме Чжоу Сюнь воплотила образ идеальной шпионки – хладнокровная и соблазнительная Чжан Сюэнин одинаково легко и профессионально способна управлять людьми, очаровывать и играть разные роли, в зависимости от полученного задания. Независимо от того, влюбляет ли она в себя мужчин в красном длинном платье с открытой спиной или обучает шифру слепого подопечного в простом свитере и серых брюках, китайская разведчица изящна и грациозна в каждом амплуа.
В основе сюжета лежат нейропсихологические явления компенсации и синестезии. Давно известно, что слепые люди часто обладают более высоким уровнем восприятия в других сенсорных системах, включая слух или тактильные ощущения. При синестезии раздражение в одной когнитивной системе ведет к автоматическому отклику в другой. В фильме этот эффект можно наблюдать тогда, когда просто слушая азбуку Морзе, Хэ Бин «достраивает» картину, визуализируя курильщика или девушку, которая боится повредить маникюр, отправляя зашифрованные сообщения.
Эти фантазии сняты довольно оригинально и, в целом, операторская работа, как и во многих других известных азиатских фильмах, выполнена на высоком уровне: колыхающаяся на ветру трава, лес в тумане и даже такие детали, как печатные машинки сняты мастерски, с чувством меры и стиля.
То же можно сказать и про музыкальное сопровождение – вариации на классические темы, например, джазовая интерпретация «К Элизе» Л. Бетховена, создают особую
величественную и немного игривую атмосферу. Особенно шикарно это воспринимается, когда съемки ведутся во дворцах или здании театра.
Шику и блеску противопоставлены давно некрашеные стены места обитания разведчиков и дешифровщиков. Отдающие все силы на благо своей страны, они не гонятся за славой и деньгами. Как и цитируемое в фильме божество - милосердная Гуаньинь (чье имя символично переводится - «Рассматривающая звуки мира»), они готовы отдавать все самое дорогое, включая любовь и здоровье.
Как и все китайское искусство, фильм наполнен скрытыми смыслами, которые можно изучать и разгадывать, словно шифр. И это касается не только отсылок к китайской мифологии, но и к истории. Не случайно ХХ век выбран для названия кинофестиваля. За сто лет на территории Китая сменилось три государства с разными политическими укладами. Сегодня Китай запускает межпланетные станции к Луне и Марсу. Кроме того, Китаю принадлежит самая крупная высокоскоростная железнодорожная сеть. Действие фильма начинает происходить в 1949 году, но и в этой ретроспективе чувствуется гордость за свою страну: например, многие сцены сняты в движущемся по долинам и мостам поезде.
Есть некая двусмысленность и в диалогах героев. Когда слепой настройщик спрашивает разведчицу: «Что ты видишь, когда закрываешь глаза?», она отвечает, что видит только темноту. Он в ответ признается, что видит «воспоминания о грустном». В свою очередь Чжан Сюэнин дает Хэ-Бину совет: «Помни только хорошее», и эта ключевая фраза фильма, в котором сделана попытка показать настолько идеально «хорошую» картинку, чтобы не просто вызвать сопереживание, а выстроить у зрителя новое мировоззрение.
Фестиваль «Китай, ХХ век» уже прошел в Новосибирске, проходит в Санкт-Петербурге с 24 по 29 сентября и будет проходить в Москве со 2 по 7 октября. Помимо фильма «Тихая война» в программу кинопоказов вошли картины: «Над обрывом» и «Возвращение домой» (Чжан Имоу), «Основание армии» (Эндрю Лау), «Молодость» и «Землетрясение» (Фэн Сяоган).
Текст: Инна Зайцева