Абстрактная любовь с видом на море

14 сентября в Доме кино состоялся премьерный показ фильма «Сюзанна Андлер» режиссера Бенуа Жако. Перед началом фильма кинокритик Максим Ершов рассказал о кинокартине. После показа зрители приняли участие в дискуссии. И в данном случае обсуждение можно считать закономерным продолжением просмотра, так как фильм представляет собой абстрактное высказывание с множеством параллельных линий, в которых каждый зритель, как в зеркале, может увидеть проекцию собственного мировосприятия или фантазии на счет героев.

Персонажей в фильме очень мало. Во-первых, это сама Сюзанна Андлер, роль которой исполнила известная французская актриса Шарлотта Генсбур. Ее роли в фильмах «Наука сна», «Меланхолия», «Самба», «Джеки в царстве женщин» и многих других – это часто действительно контрастные образы: от немного экстравагантной соседки до властной полконессы, от юной воровки до благоверной жены. В данном фильме актриса воплотила новый образ: загадочной и пленительной жены миллиардера с суицидальными мыслями, маниакальными фантазиями и амбивалентным отношением и к мужу, и к любовнику.

В миниатюрном черном платье и леопардовой шубе, с короткой стрижкой под мальчика Сюзанна, тем не менее, удивительно женственна в каждом своем неторопливом движении. Созерцательность, короткие фразы, паузы, долгие взгляды и полунамеки – все это делает ее такой таинственной и манящей. Ни муж, ни любовник, ни женщина, влюбленная в ее мужа, ни сами зрители даже после просмотра фильма не могут точно сказать, что Сюзанна за женщина. С одной стороны, она верная жена, которая годами терпела измены мужа, к сожалению, при этом любимого. И даже та измена, на которую она все-таки решилась спустя шесть лет исключительно партнерского брака – это его идея, если не сказать больше. С другой стороны, Сюзанна – совсем не наивная домохозяйка. В ней чувствуется стиль элегантной женщины из высшего света, она лжет и тонко чувствует, как вызвать страсть, чувство вины или сопереживание во всех, с кем она общается. Таким образом, Шарлотта Генсбур нарисовала портрет удивительной женщины-музы, которую невозможно представить за ведением домашнего хозяйства или работой. Она создана, чтобы вдохновлять или вести долгие беседы, слушая шум морских волн.

Еще в начале фильма о том, что такую женщину, как Сюзанна, нельзя не любить, зрителям сообщает риелтор, который показывает жене миллиардера виллу на берегу моря. Выполненный в серо-голубых тонах большой дом на побережье – основное место действия фильма. На стенах дома висят абстрактные картины. И это довольно символично, потому что и сам фильм можно отнести к современному искусству. Прежде всего, поражают морские пейзажи. Более того, великолепная операторская работа – одно из основных достоинств кинокартины. И это касается не только съемок природы. Вращающаяся камера показывает крупным планом лица главных героев, силуэты и застывшие, словно на фотографиях, композиции. И наконец, диалоги героев складываются в многослойный сюжет, из которого до конца сложно понять, кого любит Сюзанна, с кем она на самом деле искренна, любит ли ее кто-то или просто использует, чтобы выиграть пари, получить информацию для статьи или победить в конкурентной борьбе ее мужа.

Тот, с кем Сюзанна оказывается наедине на вилле – не менее загадочная персона, чем она. Нильс Шнайдер, известный по фильмам «Куриоса», «Воображаемая любовь» и другим, сыграл роль высокомерного, заносчивого, циничного любовника Сюзанны. Он мучает ее вопросами о муже, на которые слушать ответы, конечно же, не хочет. Пытается сбежать

от женщины, к которой его влечет, но потом все равно возвращается к ней. Он следит, допытывается до правды или очередного уровня лжи, а потом сам же и страдает от того, что не готов ни к правде, ни к отношениям с несвободной женщиной.

Складывается ощущение, что эти двое оказываются в некоей пространственно-временной ловушке, где их удел постоянное ожидание, только не «Годо», а мужа Сюзанны – Жана, о котором они говорят гораздо больше, чем друг о друге. Как бы сильно Жан ни пытался дистанцироваться от Сюзанны, он незримо присутствует.

Режиссер Бенуа Жако – мастерски умеет создавать красивые, эротичные истории. Его более ранние фильмы: «Последняя любовь Казановы», «Маркиз де Сад», «Вилла Амалия», «Дневник горничной» и другие – с точки зрения эстетики, очень достойные работы. В начале своей карьеры Бенуа Жако работал ассистентом у Марселя Карне и Роже Вадима, а потом и у Маргерит Дюрас, написавшей пьесу «Сюзанна Андлер». Лауреат Гонкуровской премии, автор сценария культового фильма Алена Рене «Хиросима, любовь моя» и более, чем 30 романов Маргерит Дюрас написала удивительную пьесу о чувствах и неопределенности, в которой есть место и для любви.

Только открытым остается вопрос, что такое любовь для этих двух людей, оказавшихся на вилле с видом на море. Они страдают, потому что не могут выбраться из паутины ревности, нетерпимости, тревоги, лжи, саморазрушения и неумения искренне выражать свои чувства. При этом весь этот калейдоскоп чувств изображен очень тонко и искусно. Зрители, словно оказываются свидетелями отрывка истории о красивой, выразительной паре на фоне безупречного пейзажа под медитативную музыку. В конце этой истории стоит многоточие, в котором каждый зритель может продолжить свой процесс поисков, оценки и осмысления новой картины мира через эмоциональное принятие или отрицание.

Текст: Инна Зайцева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения