17 августа на Новой сцене Александринского театра состоялось открытие XXIII Международного фестиваля современного танца Open look. Фестиваль, включающий в себя образовательные программы, мастер-классы, лаборатории, перформансы, постановки и кинопоказы, проходит ежегодно уже почти четверть века и продолжает расти и развиваться. Даже в пандемию фестиваль не отменили, а перенесли на декабрь. Более того, к основному ежегодному фестивалю добавились такие мероприятия, как "Фокус Россия", "Диалоги. Танец и музыка Кореи и России" и Open look focus. В первый день фестиваля зрители увидели проект из Санкт-Петербурга "Черный сад" хореографа и арт-директора фестиваля SumMeet Валерии Каспаровой. Документальная постановка основана на воспоминаниях детей-очевидцев войны в Нагорном Карабахе, которая произошла 30 лет назад.
На пресс-конференции в честь открытия основатель и директор фестиваля Вадим Каспаров рассказал о том, как возникла идея популяризировать современный танец в Санкт-Петербурге. В 1990-х годах о современном танце в России только перешептывались. У нас закрытые мастер-классы устраивались "для своих", в то время как в США шумно и с большим размахом проходил "American Dance Festival". Тогда Наталья и Вадим Каспаровы организовали фестиваль современного танца в России. Уже 23 года, благодаря данному фестивалю, зрители могут узнавать больше о том, что представляет собой современный танец, а хореографы и танцевальные коллективы имеют возможность показать свои спектакли. Кроме того, фестиваль позволяет участникам обмениваться опытом, приобретать знания о последних трендах в мире современного танца и профессионально расти.
Мероприятия фестиваля теперь проходят не только раз в год. В июне был организован российско-корейский проект «Диалоги. Танец и музыка Кореи и России» с танцевальными постановками на музыку корейских композиторов. В июле однодневный фестиваль Open look focus объединил петербургских артистов Санкт-Петербургского Дома танца "Каннон Данс", Академии танца Бориса Эйфмана и других коллективов, которые завершили сезон своими выступлениями.
Из сотен заявок, которые высылаются на фестиваль, организаторы выбирают лучшие. В этом году участники фестиваля – это "второе поколение" хореографов современного танца. И если первопроходцы приходили в современный танец уже в зрелом возрасте и учились методом проб и ошибок, то те хореографы, чьи работы сейчас можно увидеть на фестивале, еще в 13-14 лет начали обучение у мастеров, в том числе и в Доме танца "Каннон Данс". Хореографы и постановщики XXIII Международного фестиваля современного танца Open look: Валерия Каспарова (Санкт-Петербург), Катя Ганюшина, Галина Грачева и Светлана Кузнецова (Москва, G.G.A.M.company), Илья Манылов (Москва), Ксения Бурмистрова (Екатеринбург), Ольга Пона (Челябинск), Ольга Цветкова (Москва) и Валентина Луценко (Санкт-Петербург), Фуфуа Д’Имобилите (Швейцария), Ксения Шлезингер (Москва), Анна Дельцова и Александр Тронов (Москва).
В день открытия фестиваля состоялся показ спектакля "Черный сад". Фрагмент этого спектакля уже был показан на прошлом фестивале в декабре. Хореограф постановки Валерия Каспарова – педагог армянских танцев. Ее ученики и друзья, которые были свидетелями войны в Нагорном Карабахе, поделились с ней историями своего детства. Эти рассказы легли в основу спектакля.
Например, одно из детских воспоминаний подруги Валерии было о детской игре в поле. Когда прилетали самолеты, дети называли их птицами. А потом играли среди узоров, которые самолеты оставляли в поле, не понимая, что это означает. Это нашло свое отражение в постановке. Под звуки самолетов артисты танцуют и застывают в разных позах. В какие-то моменты можно представить, как дети играют, а в другие – как они в ужасе бегут и прячутся под звуки сирены. Кто-то протягивает руку помощи, кто-то в этой помощи нуждается. Кульминация постановки – это безумный смех танцора – единственного юноши среди девушек. Развязка – прощальные объятия, наполненные горечью и болью. Периодически возникает ощущение, что танцоры – это один организм или одно дерево, настолько синхронно они двигаются и дышат в унисон. В другие моменты становится очевидно, что, как бы мы ни стремились к слиянию, а все же мы рождаемся и умираем в одиночестве.
Ассоциации с деревом и садом неслучайны. "Карабах" в переводе с тюркского языка означает "черный сад". Кроме того, черный – это цвет скорби. И если дети – цветы жизни, то задача взрослых не допустить того, чтобы из-за политических игр сад одевался в траур.
Страшно, когда детям совсем рядом с нами приходится убегать, прятаться или лишаться своих близких в то время, когда они должны качаться на качелях или учиться. Невероятно сильный момент постановки, когда артисты танцуют под звуки армянского алфавита, из которого складывается слово "отец". Это слово во время войны было под запретом, потому что слишком многие отцы пропали без вести или погибли.
Те люди, которые делились с Валерией своими историями, верили, что все это не повторится, и их детям не придется прятаться в подвалах. 26 сентября 2020 года танцевальный коллектив начал подготовку спектакля, а 27 сентября в 7 утра снова началась война.
Спектакль "Черный сад" будет показан в Ереване в конце августа на фестивале SumMeet. Open look и Дом танца "Каннон дэнс: являются его сопродюсерами.
Текст и фотографии: Инна Зайцева