Четвертый день фестиваля современного танца Open look состоялся 20 августа. Зрители и участники фестиваля могли посмотреть три представления. Артисты из Москвы и Санкт-Петербурга танцевали под стихи Бродского в психологичной постановке «Наедине с собой» (Jack’s Garret), внутри черепной коробки в современном и энергичном спектакле “The box” (Kseniya Shlezinger dance project), а также в катакомбах Петрикирхе в философском перформансе-притче «Вверх в катакомбы» (Проект Ольги Цветковой и Валентины Луценко).
В спектакле «Наедине с собой» участвуют два хореографа и танцора: Анна Дельцова и Александр Тронов. Оба в деловых костюмах и при галстуках, - они представляют собой две части одного человека, постоянно находящиеся в конфликте. Пока одна говорит, другая молчит, пока одна безудержно веселится, другая уже поднялась на стул, чтобы примерить воображаемую веревку к шее. Но как бы ни тянули эти две части поэта в разные стороны, они все же ощущаются одним целым.
Движения танцоров, как и поэзия Бродского – резкие, линейные. В них заложено противопоставление. Как и одно из самых известных стихотворений поэта «Не выходи из комнаты», которое, среди прочего, звучит в качестве музыкального сопровождения к постановке, танец может трактоваться по-разному. Это и сатирический диалог с самим собой семистопным ямбом в комнате, где есть только стена и стул, о том, что не стоит все выставлять напоказ тем, кто все равно не в состоянии это оценить, и посвящение тем, кто мог быть искренним только у себя дома с близкими.
Другие стихи Бродского, использованные в постановке: «Натюрморт», «Шесть лет спустя» и «Второе рождество на берег». В какие-то моменты спектакля речь сменяется музыкой, в другие - слышны звуки ручки, пишущей по бумаге.
«Наедине с собой» - это постмодернистский спектакль-метафора, в котором, как и в стихах Бродского, есть много смыслов, выражена абсурдность происходящего и грустная насмешка над однообразностью мнений и поведения людей.
Второй спектакль “The box” начался настолько естественно, что некоторые зрители еще не успели сесть на свои места, когда артисты вышли, поставили в угол сцены колонку и начали диалог с теми, кто был в зале. Речь - в принципе, редкое явление в танцевальных спектаклях. Бывает, что она встречается в качестве музыкального сопровождения. Иногда исполнители говорят несколько реплик. Но начало этой постановки было совсем другим. Танцовщики Виталий Кобзев и Васко Насонов дружелюбно приветствовали зрителей, обнимались с друзьями в зале и шутили.
Такое поведение способствует ощущению, что действие происходит во дворе, где из колонки доносится рэп, а молодые парни и девушки собрались вместе с друзьями, чтобы хорошо провести время.
После приветствий начался спектакль. В центре сцены из скотча и с помощью светового дизайна образовался прямоугольник. Его можно воспринимать в двух планах. С одной стороны, это та среда, внутри которой развивается человек. Возможно, это двор-колодец или «коробка» рядом с домом. Изменить окружение, которое тянет назад – это сложная, а иногда и невыполнимая задача. С другой стороны, прямоугольник символизирует черепную коробку, внутри которой привычное поведение, иррациональные установки, страхи и травмы порой оказываются сильнее, чем попытки выработать новое поведение. В результате перегруженный шумом и информацией мозг начинает возводить стены, а восприятие мира искажается.
В постановке участвуют четверо танцоров, активно использующих прыжки, перекаты, кувырки, floorwork и другие техники contemporary. Режиссер постановки - хореограф Ксения Шлезингер впервые представила свою работу на фестивале.
Последняя постановка четвертого дня фестиваля была действительно уникальной. Во-первых, этот проект – международный. И, что не менее интересно, сценография и музыка разрабатывались и писались онлайн. В подготовке спектакля виртуально приняли участие Жан Кристоф Ланкетен из Франции и Андреас Мустукис с Кипра.
Второй, не менее оригинальный ход – это выбор места действия. Спектакль «Танцующие катакомбы» был показан в той части лютеранской церкви Петрикирхе, где в советское время находился бассейн.
И, наконец, сама реализация постановки очень необычна. Танцевальных движений нет совсем. Нет и музыки. Только тишина или гудящий звук. В этой тишине зрителям предоставляется возможность самим достроить и визуализировать нечто свое. Здесь нет конкретики, есть абстракция и философская идея. Известно, что за основу спектакля взято произведение немецкого философа Эрнста Блоха «Счастливая рука».
Минимализм присутствует во всем. Единственный элемент сценографии – бумага. Зрители видят двух девушек в белых платьях (Ольга Цветкова и Валентина Луценко). Они могут долго сидеть и смотреть вдаль, мять бумагу, надевать ее на себя, как крыло или покрывало, а потом наматывать на голову. В этом удивительном пространстве время застыло, притяжение изменилось, равно как и сами люди. Они больше похожи на инопланетян или ангелов, до поры взаимодействующих с облаками наверху, чтобы потом спуститься к людям.
Так и происходит. Очень разные по характеру девушки: одна медленно и терпеливо строит что-то свое, другая суетится, торопится и теряет, все-таки в конце постановки спускаются со своего Олимпа к людям и в прямом смысле проходят в зрительный зал.
Основная идея спектакля заключается в том, что для того, чтобы воцарился мир, не нужно все разрушать, а прежде всего, важно найти правильную меру.
Текст и фотографии: Инна Зайцева