Наверняка вы слышали о Билли Миллигане, даже если не читали книгу Дэниэла Киза. Это имя стало уже нарицательным — его используют, когда человек ведёт себя странно и его поступки противоречат друг другу.
Реальная личность, Билли Миллиган, был первым преступником в истории США, признанным невиновным по причине диссоциативного расстройства, проще говоря, множественной личности. Бывает раздвоение личности (или 5 личностей — как в другом романе романе Киза «Пятая Салли», написанном за 2 года до «Таинственной истории Билли Миллигана»). А в Билли уживалось...24 альтера! Среди личностей — югослав Рейджен Вадасковинич, еврей Самуэль, лесбиянка Адалана, англичанин Артур — и все они со своими уровнями IQ, навыками, желаниями — и говорят с разными акцентами и интонациями. До сих пор остаётся необъяснимым факт, что различные личности обладали способностями, которые Билли не мог приобрести — знание множества языков, игра на музыкальных инструментах, художественные таланты.
Экранизация такой истории — сложная задача, не каждому под силу (разговоры о фильме «Переполненная комната», в котором изначально должен был сниматься Леонардо ди Каприо, ведутся до сих пор). Поставить же спектакль, сделав его понятным зрителю, уместить в него жизнь Билли и всех его альтеров кажется вообще невыполнимой задачей. Но режиссёры Такого театра Игорь Сергеев и Варя Светлова решились — и с 2016 года постановка — одна из визитных карточек театра.
Создатели сосредоточились на определенном отрезке жизни героя — от его помещения в психиатрическую клинику для проведения экспертиз до судебного приговора. Те, кто читал книгу «Таинственная история Билли Миллигана», удивятся - режиссеры полностью переработали материал (немного сухое документальное повествование) и написали пьесу, основываясь также на втором романе о Билли - «Войны Миллигана», плохо известном в России (перевели на русский ее только в 2016 году). В итоге получился напряжённый триллер с шокирующей развязкой в духе «Идентификации».
Действие разворачивается в 2 мирах — сны Билли, в которых главные действующие лица — его альтеры, и реальность в клинике для душевнобольных, где властвуют главная медсестра Ева Грюндиг (Юлия Гришаева) и медбрат-садист (Александр Худяков). Реальность и иллюзии разграничиваются световыми эффектами — сны Билли проходят в вязком и туманном полумраке, а настоящее врывается ярким, слепящим и беспощадным светом.
Если в начале спектакля персонажи выходят прямо из зала — встают с первого ряда, то в третьем акте уже зрители входят в трансформировавшееся пространство зала через врата — условные мостки подсознания Билли.
Актеры исполняют сразу по несколько ролей из обеих реальностей — Игорь Грабузов - чопорный умник Артур и пугающий Челмер (отец Билли, растливший его в 8-летнем возрасте и спровоцировавший расщепление личности), Александр Худяков — бандит и гомофоб Филипп и медбрат-садист Тони, Яна Оброскова — застенчивая, неуверенная в себе медсестра и запуганная мать Билли.
Самого Билли играют 2 персонажа — растерянный Билли-ребёнок (Владимир Кузнецов), блуждающий в лабиринтах снов и ищущий выход, и самоуверенный Билли-Аллен (Виталий Гудков), готовый давать отпор жестокой системе и защитить всех альтеров.
В итоге получается потрясающий ансамбль, в котором сложно выделить кого-то одного. Замечательная Варя Светлова — неопытный врач Дороти, поначалу взявшаяся за работу — признать Билли симулянтом и обречь его на тюрьму - лишь из-за денег, но поверившая ему и полюбившая всем сердцем, искренне пытающаяся помочь, инфернальный Александр Худяков с добродушной улыбкой и резиновой дубинкой, от появления которого стынет кровь в жилах - абсолютный концентрат зла, чудесная Надежда Мошкина, выучившая язык глухонемых для роли мальчика Шона, такого неловкого и беспомощного в этом огромном пиджаке и с чемоданом.
Жанр спектакля заявлен как трагикомедия — и создатели наполняют его изумительными этюдами, давая зрителям разрядку — чего стоит уморительное собеседование Дороти, сцена с кексиком Дороти и Евы или появление Дарта Вейдера в финале! А слом четвёртой стены Александром Худяковым с честным разговором со зрителем о заветных «кубиках»? Создатели, переосмыслив роман Киза, наполнили его желчной иронией о российской действительности — бессмысленностью многих правил и порядков, жестокостью системы, безнаказанностью врачей/чиновников на местах, дорвавшихся до власти.Интересно, что одного из главных альтеров — Учителя — благодаря которому Киз написал роман, а лечение Билли стало возможным, в спектакле нет. Учитель — плод слияния 23 личностей в одну, который помнит всё происходящее с остальными. В спектакле шанс разобраться самому и решить — продолжить «спать» и прятаться или «выйти в пятно» и излечиться — даётся Билли. Но финал остаётся открытым, Билли уходит. И зритель решает сам, как поступит герой. Потому что постановка Вари Светловой и Игоря Сергеева вовсе не о Миллигане, а о долгом пути познания себя. В каждом из нас живёт внутренний ребёнок, который хочет, чтобы его пожалели. Порой все мы пытаемся спрятаться, блокировать травму и боль, обвинить в ошибках кого-то другого, переложить ответственность за принятие важного решения. Перед разными людьми мы играем роли и примеряем маски. Главное — принимать себя - неидеального, со множеством минусов, и любить.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа