12 августа вышел в прокат фильм Леоса Каракса «Аннет», призер Каннского фестиваля за лучшую режиссуру. Картина поистине уникальная и, по мнению некоторых, гениальная. Это кино-опера, музыку к которой написали легендарные Sparks. В главных ролях Марион Котийяр, известная широкому зрителю по фильмам «Такси» и «Влюбись в меня, если осмелишься» и Адам Драйвер - актер, которого можно увидеть как в кассовых фильмах вроде «Звездных войн», так и в артхаусном кино вроде «Мертвые не умирают». Актеры не только разыгрывают невероятно трогательную и трагическую историю любви, но и поют: все вокальные партии они исполняют самостоятельно. Каракс выпускает фильмы практически раз в десятилетие. В его картинах переплетается болезненно-личная исповедь, маргинальная поэзия и освобождающий катарсис. Такое кино не может понравится всем, но если уж заденет вас, то попадет в самое сердце.
«Каракс не элитарен — он демократичен и вечно одинок. Бесконечно интересен и раздражающе несистемен. Ему, как никому другому, идет определение „проклятый поэт“», — пишет Антон Долин о режиссере в своей книге «Леос Каракс: История(и) любви»
Режиссеру удалось создать картину, которая сможет впечатлить как любителей зрелищных экшенов, так и поклонников авторского артхауса.
Итак, вы в зрительском зале: «Аннет» непременно нужно смотреть на большом экране и с хорошим звуком. В заглавной песне звучит вопрос: «внутри нас или здесь?» Все происходящее на экране следующие два часа — чужая история любви или внутренняя поэзия о вечном? И вот, вы уже мчитесь по ночному Лос-Анджелесу вместе с Адамом и Марион, растворяясь в их зарождающейся любви. Такой трепетный контакт между актерами! В плане игры это, безусловно, серьезная драматическая школа, которую больше ожидаешь увидеть на театральной сцене, чем на экране.
«Аннет» — история любви стендап-комика и оперной певицы. Он по вечерам заставляет смеяться зрителей, вытаскивая потаенные страхи и обличая пороки. Она каждый концерт умирает и воскресает под овации, спасает зрителей как Мессия. В фильме много ветхозаветных мотивов. Это не буквальные говорящие символы, а скорее указатель на универсальность истории. Перед нами не только конкретная пара, а общечеловеческая, буквально библейская история. Вообще форма кино-оперы отсылает нас к массивным трагедиям Древней Греции и дает зрителю дистанцию, стирая бытовые детали, а вопросы картины ставит в один ряд с мифологическими сюжетами. Впрочем, разгадать с первого раза мифопоэтический пласт картины достаточно сложно. Как минимум, стоит посмотреть еще, чтобы собрать пазл воедино.
«Аннет» хоть и кажется на первый взгляд историей любви, по факту фильм больше об отношениях отца и дочери. Каракс посвятил картину Насте, своей дочке от Катерины Голубевой, погибшей при невыясненных обстоятельствах. Он сам появляется на экране в первой сцене, приглашая ее в кадр и к просмотру фильма одновременно. После такого жеста невольно начинаешь воспринимать фильм не только как «одну из историй», но и как личный рассказ режиссера. Что ж, многие художники снимают о себе, да и сложно говорить о чем-то, чего не знаешь.
Вокруг образа ребенка и ее нечеловеческой одаренности строится основной конфликт картины. Можно ли любить, не обладая? Можно ли любить, не стремясь закрывать объектом любви личные потребности? Можно ли любить смело, самоотверженно? Какова цена такого чувства?
В раскрывшемся цветке любви главных героев рождается дочь. Аннет — это чудо. И шанс героев обрести себя в новом качестве, подарить их ребенку не только жизнь, но и безусловную любовь. Чудеса случаются. Но в этой ли картине?
«Я не знаю, как ещё говорить правду, чтобы за это не убили», — говорит Леос устами своего героя и снимает для нас предельно откровенный фильм. Зритель будто подсматривает личную историю режиссёра, пробираясь через драпировку театральности. Удивительная игра дистанций в фильме. Режиссер создает максимально искусственную реальность с оперным вокалом и сказочными спецэффектами. Тут же объединяет пространство мифа, сказки и реальности, стирая границы между изображаемым и смотрящим: в первой и последней сцене сценарий заигрывает со зрителем, разрушая четвертую стену.
Искусство — инструмент абсолютной честности. Болезненной, колющей в сердце и тут же обезболивающей следующим кадром. На такую исповедь можно решиться не ради прощения, но во имя жизни. Ведь одна из целей искусства — и есть создание, утверждение жизни, хоть и в иллюзорном мире.
P.s. Аперитивом перед походом в кино послушайте саундтрек к фильму. Осторожно, эти треки вызывают привыкание и сердечный отклик.
Текст: Елена Свиридова