Продолжаю удивляться тому, что можно назвать спектаклем. На «Точке доступа» мы смотрели «Чайку» в исполнении роботов. По правде говоря, от «Чайки» там только набор узнаваемых фраз, которые искусственный интеллект рандомно выбрасывает на экран-Луну. Спектакль проходит в Планетарии, и речь идет об огромном объемном макете Луны. Второй элемент от Чехова — имя главного действующего лица, желтого робота-руки. Его зовут Костя Треплев: да-да, тот самый режиссер Костик из «Чайки».
Вся постановка — любопытный эксперимент, исследование того, как привычные контексты спектакля меняются, если на сцене только запрограммированные машины. Что остается от театра, если в нем не играют люди? Из таких эскизов рождаются находки и вдохновение и появляются поводы для обновления театрального языка. Справедливо будет отметить, что оригинальные идеи не решают вопроса разрозненности сцен и формата черновика постановки.
Режиссер Иван Заславец о процессе работы с роботами вместо актеров: «Здесь начинается самое интересное. Для нас слова героев Чехова полны живого драматического смысла, а для роботов это просто последовательность символов, и не каждый из них может, в принципе, принимать сигналы сложнее нуля и единицы. Однако мы продолжаем эксперименты, работаем с кодами программ роботов, и иногда получаются совершенно неожиданные сцены, которые мы пытаемся зафиксировать. Так, например, роботы могут удалить из пьесы сразу несколько персонажей или принципиально изменить характер сцены. В этом смысле мы даем им полную свободу в работе над материалом, порой уходя довольно далеко от оригинала».
Это совместная постановка Планетария № 1 и Института перспективных технологий, при участии ИТМО, а, кроме многочисленных роботов (около 10 разных машин) на сцене работают еще несколько человек, обслуживающих роботов и помогающих спектаклю пройти в нужном русле.
Перед началом спектакля создатели попросили поставить телефоны на режим «в самолете», так как невидимые сигналы мобильных устройств могут сбить настройки роботов. Интересный формат, ведь мы привыкли слышать просьбу отключить звук или не снимать со вспышкой, так как это сбивает актеров с игры. В конце постановки робот Костя долго кланялся перед зрителями, а у меня звучал в голове вопрос: нужно ли аплодировать роботам?
В завершении спектакля остается лишь разводить руками, восклицать «вот тебе и театр» и уходить домой с уверенностью, что великая драматургия может тронуть даже алгоритмическое сердце робота.
Текст: Елена Свиридова
Фотографии Александра Игнатовича и Полины Назаровой