В современном мире так много цифрового, что уже давно не удивляют расплавившиеся границы виртуального и реального миров. На фестивале иммерсивного и сайт-специфичного театра «Точка доступа» без стеснений зачеркивают эти границы и предлагают оказаться в мире будущего, где клоны-роботы и путешествие в прошлое такие же естественные вещи, как чай с бутербродом или первая любовь.
Невообразимо жаркий июль в этом году радует петербуржцев и гостей города не только погодой, но и ежедневными спектаклями фестиваля искусств «Точка доступа». «Лето — время фестивалей,» — пожмет плечами любой интересующийся культурой. Мы очень рады, что в этом году, несмотря на сложности, ТД проходит не только онлайн, но и оффлайн. Представлена большая программа в виде более чем 20 спектаклей. Это и постановки самого фестиваля, и спектакли свободной программы, отобранные через опен-колл. Основная программа — диалог кураторов и резидентов фестиваля. Спектакли, поставленные в рамках и специально для проекта. Открывал показы проект Петра Куркина с геймификацией Федора Слюсарчука «Симуляция школы». Спектакль вырос из лабораторного эскиза «Точки доступа» 2019 года.
Режиссер Петр Куркин работает с подростками — руководит детским лагерем «Нить Ариадны». Он пригласил в свой проект ребят из «Ариадны», а истории они собирали больше года и построили драматургию проекта на более чем 300 сообщениях о жизни в школе и общении с одноклассниками и учителями. Зритель наблюдает за 17 перформерами на уроке литературе и перемене. Вы отправляетесь на театральной машине времени и получаете возможность подсмотреть и подслушать. Кстати, спектакль имеет онлайн-составляющую: на протяжении недели показов вы можете зайти в группу ВКонтакте «Подслушано» и посмотреть, как продолжают развиваться истории героев.
До и после спектакля вас ждет небольшое анкетирование. Предлагают вспомнить, каково вам было в школе, какие вопросы волновали и как вы чувствовали себя в классе. Полученную информацию «загружают» в «клонов», участников театрального процесса. Теперь вы будете наблюдать не просто за перформерами, а искать среди них свою ролевую модель. Удивительно, что присутствие «клонов» или наблюдение за перформерами как внутри компьютерной игры или сна воспринимается органично и даже естественно. Несмотря на перчатки, санитайзеры и масочный режим, контакт с героями очень глубокий. Даже не глубокий, а невероятно чуткий. Вопросы задаются такие, которые сам себе мало кто задает.
Правильно ли мы поступали в школе, жалеем ли о сделанном или несделанном? Это мощное сомнение позволяло тогда ставить все на карту, рисковать, ошибаться или выигрывать. Взрослеть — значит учиться на своем опыте и своих ошибках. Спектакль получился очень терапевтический. Это машина времени и возможность отрефлексировать свою юность, наблюдая со стороны. Это точка доступа к другому взгляду.
Текст: Елена Свиридова
Фотографии из открытого доступа