4 июля на Новой сцене Александринского театра в рамках фестиваля Open look focus весь день на языке танца прорабатывали проблему уязвимости, ждали Годо, дышали кислородом и улетали в глубокий космос танцоры Санкт-Петербургского Дома танца «Каннон Данс», Академии танца Бориса Эйфмана и другие артисты. Каждый год Дом танца «Каннон Данс» под руководством Натальи и Вадима Каспаровых не только становится домом для талантливых артистов, не представляющих свою жизнь без танца, но и проводит международные фестивали, мастер-классы, лаборатории и другие проекты, посвященные современному танцу, включая «Фокус Россия», «Фокус Корея», «Танец будущего» и самый известный фестиваль современного танца, который в этом году будет проходить в августе – Open look.
Open look focus – итоговый проект, созданный для демонстрации результатов сезона 2020-2021. В программу вошли спектакли петербургских хореографов: Ксении Михеевой, Елены Чуриловой, Константина Кейхеля, Маргариты Царевой, Алисы Панченко, Майи Селезневой и Елизаветы Ротачевой. Фестиваль прошел на нескольких площадках Новой сцены, включая не только основную и учебные сцены, но и необычное, но, как оказалось, очень хорошо подходящее место для танца – лестницу.
Открытием фестиваля стали спектакль и кинопоказ Елизаветы Ротачевой “Inside out”, посвященные теме уязвимости. В спектакле заняты четыре девушки с разными характерами: первая – веселая, гипертимная экстравертка, вторая – травмированная, немного агрессивная эпилептоидка, третья – меланхоличная, четвертая – женственная. Девушки в танце взаимодействуют друг с другом, то по парам, то образуя общие композиции, то отвергая одну из них из общей дружеской компании, что нередко происходит в социуме. Всего за 22 минуты они успевают показать разные типы отношений в обществе, рассказать о своем понимании дружбы и символически очиститься через краску разного цвета, которая льется по ним сверху вниз. Танцевальные движения – тот язык, на котором девушки говорят о самом личном. В какой-то момент даже музыка замолкает. Вместо нее зрители слышат только шелест вдохов и выдохов.
Спектакль – предисловие к фильму, который сама режиссер называет своей сублимацией и терапией. Короткометражный фильм состоит из нескольких сцен, которые объединяет лейтмотив – бегущая девушка в красном платье. То ли человек, то ли движущаяся энергия связывает истории о том, хорошо это или плохо - быть уязвимым, нужно ли убирать от всех свои переживания или принятие уязвимости – это принятие страхов? В первой сцене героиня, задаваясь этими вопросами, танцует с использованием стола и стула. Во второй – уже другая девушка, завернутая в полиэтилен, как в кокон, стремится к появлению на свет. В следующей сцене героиня танцует с тенью, проживая свои страхи и детские травмы. Четвертая сцена имеет комический эффект: снятая в стилистике черно-белого немого кино история под околонаучный текст о том, что уязвимость – это отклонение от нервной системы, у нее есть этапы протекания болезни, а чтоб ей не заразиться нужно меньше думать о страхах и сомнениях. В этой сцене девушки изображают внутренние органы организма. Пятая сцена по замыслу напоминает эксперимент Марины Абрамович. Девушка в легком платье стоит в центре Сенной площади. Ее дергают, щипают, хватают и тянут в разные стороны. Эта сцена посвящена телесным недостаткам. Еще дальше вглубь человеческой души направлена последняя сцена фильма, снятая на пляже в Сестрорецке. Фильм завершает танец с веревками, в котором через проработку болевых точек героини, наконец, могут выйти в море, где их ждет свобода, радость и гармония. В обсуждении после фильма, которое блестяще провела Светлана Улановская, режиссер рассказала о том, как проходили съемки. Сначала девушки прошли своеобразные психологические тренинги, а сами съемки восприняли, как терапию. У съемок был девиз: «Попытка была». Можно сказать, попытка сделать оригинальный, глубинный, психологичный кинотанец была, и эта попытка оказалась удачной.
Следующие два спектакля фестиваля подготовила хореограф Ксения Михеева, чей спектакль «Последнее чаепитие» стал лауреатом «Золотой маски» в 2021 г. Первый спектакль «В ожидании Годо» - абсурдистская постановка в стилистике «Сталкера» и «Матрицы». Трое танцоров под ритмичные звуки среди картонных коробок бегут на месте, кричат в рупор, кидают яблоки, светят в лицо фонариками и показывают запредельную акробатическую пластику. Их цель в этой постановке не Годо, так как он периодически возникает внутри каждого из них и странным голосом вступает в диалог, словно вторая личность в момент раздвоения. Здесь цель скрыта в одной из коробок – это деревце в горшке – смысл жизни, символ новой жизни в этом постапокалиптическом пространстве с застывшим временем, вводящими в транс гипнотическими, повторяющимися действиями в наэлектризованном поле.
Во втором действии был показан еще один спектакль Ксении Михеевой – «Кислород». Музыкой к нему, большей частью, было дыхание троих танцоров: Никиты Маркелова, Надежды Кохановой и Ярослава Дидина. Двое из них были парой – конфликтующей и нуждающейся в третьем, который их в результате и синхронизировал. Своим дыханием они давали друг другу силы, энергию и транслировали определенные сообщения. Невероятная пластика и артистизм выпускника Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Ярослава Дидина в этой постановке кажутся понятнее и громче, чем могут быть слова в выражении мыслей и чувств.
После спектакля на лестнице пять девушек показали Site-specific перформанс «Лестница». Они шли вверх-вниз, спешили по своим делам и двигались каждая в своем стиле до тех пор, пока не вошли в резонанс. Под чарующие звуки Клода Дебюсси девушки совершили переход из мира людей в мир богов, смогли замедлиться и застыть в одинаковых позах, созерцающих мир после просветления йогинь. Сидящие на лестнице в лучах солнца девушки сияли гармонией и спокойствием.
Вечером зрителей ждал «дивертисмент» на основной сцене, состоящий сразу из семи спектаклей. В первом - «Роза Шалом», который был показан вместо “Addiction Error”, три девушки в украшениях из цветов показали слаженный, яркий танец.
Второй спектакль “Echo” Константина Чистякова и Константина Кейхеля был визуально очень необычным: на темной стене только едва угадывались мелькающие руки, торсы и лица танцоров, которые волной накатывали на луч света от прожектора, танцуя с ним и пустотой вокруг.
Третью постановку «Волк у двери» с участием Акима Бакаева и Игоря Клинского поставила хореограф Ксения Михеева. Здесь речь идет о внутреннем волке, который может лишить самого ценного, но придает жизни такой заряд энергии и дарит так много радости, что иначе она станет пресной. Практически Том Сойер и Гекльберри Финн в цветных расстёгнутых рубашках и разных носках задорно парили в «па-де-де» под музыку «Radiohead», заряжая зал позитивными нейронами.
Четвертая постановка «Простота» Елены Чуриловой началась комичным выходом исполнительниц в стиле театра Пины Бауш, а потом, когда маски, скрывающие внутренние переживания были сброшены, плавно перетекла в рефлексию о взлетах и падениях, где вместо фальшивого «Я» проявляется настоящая идентичность.
Еще больше падений, а также прыжков и пируэтов было в невероятном сольном танце Егора Фомина «Падение».
В следующей постановке «Настоящее время, несовершенный вид» артисты превратились в единую временную цепь или цепь ДНК, звенья которой периодически выпадали для поиска собственного совершенства в сольном танце.
Последняя постановка «1990+» была посвящена Виктору Цою. Под известные хиты «Кукушка», «Печаль», «Перемен» и «Группа крови» на корейском пять танцоров показали небольшой, но цельный спектакль в танце о любви, ревности, стремлении к воле и представлению. На экране за танцорами были фотографии и видео Цоя, тексты песен и табы. Режиссер перформанса Алиса Панченко и танцоры показали, что Цой жив, сколько бы лет ни прошло.
Последняя постановка – стала ярким восклицательным знаком. Хореограф Майя Селезнева в спектакле “The Playground” под зажигательную музыку DJ Ermak и Andrey Hollywood отправила всех зрителей и танцоров сначала в будущее, а потом в глубокий космос, где даже роботы заряжены страстным желанием любви, у которой нет срока годности. Первобытные танцы инопланетянок с планеты, вроде «Аватара», боевая флюоресцирующая раскраска, аритмичные движения и синхронизация друг с другом в единый пчелиный рой, где есть противодействие и любовь, борьба за власть и развитие индивидуальности, а человек будущего - человек играющий с любознательным взглядом ребенка, открывающего для себя этот мир впервые.
Однодневный фестиваль «Open look focus» подошел к концу, но впереди еще много интересных событий в области современного танца. Ближайшим и самым долгожданным мероприятием будет международный «Open look 2021», который состоится во второй половине августа.
Текст и фотографии: Инна Зайцева