Начни спасать мир прямо сегодня

3 июля в рамках международного фестиваля театров кукол в БТК был показан кукольный спектакль для взрослых “Don’t go”. Психоаналитический хоррор о равнодушии взрослых и одиночестве детей режиссеров Джун-Хюнг Чой и Павла Гаврилова – это постановка, в которой люди, куклы, воображаемые персонажи, настоящие и выдуманные страхи переплетены в одном сознании юного субъекта, открывающего дверь в мир взрослых.

На небольшой сцене – комната со светлым диваном, умывальником и зеркалом. В центре комнаты – стол и стулья. В комнату заходит главный герой – обычный мальчик лет двенадцати в джинсах, футболке и кофте с капюшоном. У этого обычного мальчика есть проблемы со сверстниками, которые его обижают и бьют, а также есть необычные воображаемые друзья: белобородый самурай с двумя ветками, торчащими из шляпы и куклы: волшебник и ковбой.

«Не бывает на свете героя лучше, чем самурай». Самурай, как в фильме Джармуша «Пес-призрак путь самурая» обучает мальчика кодексу, согласно которому нужно отбросить страхи и следовать своим убеждениям. Вместе с самураем мальчик отправляется в сгоревший дом навстречу призракам и тем, кто уже не в воображении, а по-настоящему его избивает.

К сожалению, среди реальных людей поддержку подростку получить не от кого. Отец ищет подработку, занимается политикой и уверен, что он – «пророк», который творит историю. Мать – отвергающая, холодная, равнодушная – настолько зациклена на том, как все должно быть, что совсем не видит то, что есть.

На лицах родителей черные маски, закрывающие глаза, нос и рот. Их движения – механические. Люди-машины, как из «Метрополиса», словно застряли в некоей рекурсии и превратились в роботов. Даже их танец под звуки контрабаса выглядит жутко и странно, будто кадр из фильма Дэвида Линча.

Родители не видят и не слышат не только ребенка, но и друг друга. Более того, в какой-то момент они начинают встраивать ему шизофрению противоречивыми посланиями, когда отец твердит, что в жизни главное – сила, а мать советует использовать ум. И уже настоящий выход за грань здоровой психики происходит с матерью мальчика.

Искусственность и механистичность ее образа доводят женщину до кризиса. Ей чудятся голоса, повторяющие, что муж – дурак, а она – неудачница. В попытке сбежать от переполняющей ее тревоги женщина сбрасывает маску благопристойности и позволяет архетипическому монстру овладеть ей.

Отец ищет выход в бутылке, постоянно беседуя с до поры невидимым своим отцом в надежде получить его признание. Но вместо того, чтобы найти в нем океан, "обнаруживает пустыню". Разочарование настолько велико, что мужчина совершает преступление Эдипа, стреляя в своего отца.

Тем временем, брошенный ребенок борется сам с собой. Защищаться от агрессии сверстников нужно, но и пойти на преступление добрый мальчик не готов. Ситуация усугубляется появлением в доме полицейского, который вступает с матерью мальчика в сюрреалистическую, эротическую связь, а самому подростку предлагает использовать нож.

Нарастающий ужас в семье, где мать погружается в пучину депрессии и уже не хочет «ни спать, ни просыпаться», а отец – жертва телевизионного маркетингового зомбирования и рекламы, в которой говорится, что «мир спасать надо прямо сейчас», приводит к тому, что ребенок закрывает уши руками и погружается в кошмар. В этом страшном сне бывшие друзья кричат: «Умри!», а невыраженная вовне агрессия меняет вектор в сторону самого ребенка, становясь аутоагрессией в виде ножа в животе мальчика.

Пройдя через страхи, безумие и отвержение со стороны всех окружающих юный субъект открывает дверь в новый мир, где он сам становится своим отцом. Теперь на его лице есть черная маска, а вокруг головы повязана красная лента. Вот только в глубине души не гармония, а всепоглощающее чувство вины за все, что происходит в его семье.  К сожалению, именно так дети чаще всего воспринимают то, что происходит с близкими.

После катарсиса наступает релаксация. В финале показана идиллическая и совершенно нереальная для этой семьи сцена. Под звуки хора родители снимают маски, подходят к своему сыну и обнимают его. В этот момент становится очевидно, что каждый ребенок имеет право получать от своей семьи любовь, защиту и поддержку.

“Don’t go” – это нетрадиционная, модернистская постановка, которая призывает осознать, что наше восприятие реальности ограничено. Удобные узнаваемые модели повседневной жизни могут стать клеткой. Для того, чтобы из нее выбраться, нужно заглянуть в бессознательное, встретиться со своими внутренними монстрами и по-настоящему увидеть себя и своих близких.

Режиссерам постановки удалось создать пронзительные сценические образы, способные вызвать сострадание, привести в ужас и погрузить в глубины снов и подсознания для того, чтобы вынырнуть оттуда обновленными. Можно сказать, что эта постановка – терапия для травмированной души, измученной тревогой и страхом отвержения. При этом в ней так много любви, что несмотря на весь ужас происходящего, после просмотра остаются светлые чувства нежности и доброты.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Дениса Едрышова

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения