18 июня на сцене КДЦ «Московский» актеры театра «Мастерская» обманывали, прощали и любили в спектакле по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». Режиссер Григорий Козлов взял все самое лучшее из 1960-х и создал ностальгическую, романтичную и трогательную постановку.
Спектакль начинается с небольшого предисловия, выполненного в стиле документального театра. Актеры выходят на сцену, чтобы под звуки гитары искренне поделиться воспоминаниями о дедушке Алексее, папе Василии и других родственниках, которые жили в послевоенное время и в середине ХХ века. На стенах, развешанных на бельевых веревках простынях и даже колонках висят фотографии главных героев этих историй и автора пьесы – Александра Вампилова.
В этой удивительной атмосфере душевного бардовского квартирника из 1960-х очень естественно и плавно начинает разворачиваться сюжет пьесы. Юный влюбленный Васенька (Евгений Шумейко) клянется в страсти бесподобной Макарской (Юлия Нижельская), а Бусыгин (Михаил Касапов) и Сильва (Арсений Семенов) ищут ночлег, покинутые своими слишком благонравными подругами (Арина Лыкова, Анастасия Стебнева).
Многим зрителям пьеса Вампилова уже может быть знакома по одноименному фильму с Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским и Евгением Леоновым в главных ролях. Фильм безусловно культовый. Но и у постановки «Мастерской» есть свое очарование.
Во-первых, актерская игра. Евгений Шумейко очень тонко отобразил юношеские метания Васеньки. Он саркастически кричит, чтобы ему не мешали быть серостью, сходить с ума и не думать. Он то пытается уйти из дома, распрощавшись с любимым отцом и старшей сестрой Ниной, то готов открыть свою душу первому встречному, пытаясь найти в нем опору, поддержку и силу, которых ему самому пока совсем не хватает.
Местная роковая и соблазнительная Кармен – Макарская Юлии Нижельской стучит по сцене каблучками, без лишних комплексов играет в кошки-мышки с Васенькой, то называя его щенком, то позволяя ему перед ней преклоняться.
Наталия Шулина создала очень контрастный образ Нины. Заменившая Васеньке мать, старшая сестра с одной стороны хочет быть с отцом и братом, а с другой – хочет сбежать с женихом – летчиком на Сахалин. Недоверчивая и проницательная, заботливая и уставшая от необходимости постоянно заботиться обо всех вокруг девушка находится на перепутье, когда в их дом входят Бусыгин и Сильва.
У Михаила Касапова получился очень интеллигентный Владимир Бусыгин. Студент, посещавший лекции по физиологии и психоанализу, легко придумывает, что нужно сказать всем присутствующим, чтобы убедить их в том, что он – старший сын, некогда покинутой отцом Нины и Васи женщины. В этом ему помогает обаятельный Арсений Семенов в роли Сильвы. И если Бусыгин – это своеобразный блудный сын, на которого отец семейства возлагает большие надежды, то Сильва – Арлекин, без которого эта история была бы слишком пресной.
У Бусыгина не было отца. И приютивший его Сарафанов отчасти должен оплатить долг неизвестного, о котором мать Бусыгина так ему ничего и не рассказала. Но и сам Бусыгин не остается в долгу, а становится тем самым недостающим кусочком паззла, который находит в этой семье свое место, воссоединив их единство.
Сарафанов Алексея Ведерникова в начале очень напоминает Сарафанова Евгения Леонова. Такой же трогательный и беззащитный. Но по ходу действия постановки у персонажа появляется свой собственный характер. Актер театра и кино, снимавшийся в «Улицах разбитых фонарей», фильмах «Батальон» и «Жили-были» Алексей Ведерников создает образ милого, доброго, наивного обманщика. Ведь отчасти Сарафанов такой же обманщик, как и Бусыгин. Только его ложь касается места работы. Сарафанову стыдно признаться детям, что он больше не играет на кларнете в филармонии. Вместо этого он теперь играет на похоронах.
Отдельное достоинство спектакля – музыкальное оформление. В частности, один из лучших моментов – это гитарное трио. «Наш сосед» Эдиты Пьехи, «Love me tender, love me sweet» Элвиса Пресли и очень подходящая к пьесе песня Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» создают теплую атмосферу уютного дома, где так хорошо, что хочется возвращаться туда снова и снова.
Сами актеры театра «Мастерская» называют свой театр домом, коллег по сцене – семьей, а зрителей – друзьями. 95 актеров и 23 режиссера «Мастерской» - это выпускники Григория Козлова в РГИСИ, которым не захотелось после выпуска расставаться. В репертуаре театра – произведения классиков.
«Старший сын» - философская притча, в которой вопросов больше, чем ответов. Зачем взрослому человеку нужны родители и самое ли главное в жизни – любовь? Существует ли предопределенная судьба или мы просто участники бесконечной серии случайных совпадений? Но один ответ здесь все-таки кажется очевидным – обрести родной кров – возможно и осуществимо, особенно, если рядом родные по духу люди.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии из открытого доступа