13 июня гости Дягилевского фестиваля в одном из цехов завода Шпагина угадывали, что скрывается за названием нового альбома Антона Батагова «Оптический обман». Эта вещь была записана в марте 2020 года, во время карантина, когда концерты были приостановлены и музыканты остались предоставлены свободному творческому поиску.
Концерт-презентация показал нам композитора с новой стороны. Да, фортепиано было и перфекционистское внимание к точному звучанию, мастерству исполнения тоже осталось. И, пожалуй, все, что удовлетворит ожидания поклонников Антона. Допустим, это первый «обман». Хотя, все по-честному: программа вечера была объявлена заранее. Несмотря на это, почти весь концерт зрители покидали зал. А зря! Когда ещё вы побываете на мировой премьере в стиле СБПЧ или Александра Маноцкова на Дягилевском?! Поистине концерт уникальный.
На вечере прозвучали 11 композиций на стихи Александра Пушкина и Даниила Хармса в перемешку. Почти полтора часа без антракта. Допустим, это второй «обман». Где-то внутри взрывается от бешенства академик-литературовед: Пушкина и Хармса нельзя так похоже исполнять, ставить в один ряд, складывать из них пазл. А на самом деле под конец концерта их тексты и настроения перемешиваются и поэты, которых разделяет столетие, сливаются в единый портрет.
«В “Оптическом обмане” эти два гениальных человека, между которыми 100 лет, пишут один и тот же текст, пользуясь одной и той же навигацией, ведущей сквозь сансару к свободе. В сансаре – как известно, “труд и горе”, и жизнь длится всего 37 лет. А свобода – это такое место, куда закрыт вход Бенкендорфу и цензорам Детиздата. Там Чайковский слушает БГ, Шостакович играет на клавишах в "Поп-механике", а Семён Семёнович, сняв очки, смотрит на сосну – и в этот самый момент достигает просветления,» — так описывает настроение альбома сам Антон Батагов.
И, наконец, третий «обман» этого вечера — состав и качество исполнителей. Вероятно, внимательные слушатели изучили программки и ожидали услышать Батагова в новом качестве, но никто не ожидал, что в центре внимания будет не композитор. Музыкант объявил программу, поблагодарил звукозаписывающий лейбл, представил коллег и удалился в бок сцены, за рояль и синтезатор. Далее на первый план вышли его коллеги. Александр Коренков, оперный баритон, взял на себя роль вокалиста и исполнил все композиции (к некоторым подключился сам Батагов, речитативом отбивая ритм Хармса). Ася Соршнева на скрипке оформила каждый поэтический нюанс, очень точно подчеркнув интонации и добавив ровному оперному вокалу диапазон настроений. Сергей Калачев на шестиструнной бас-гитаре и Владимир Жарко на барабанах задавали ритм и добавляли веса произведениям.
Как охарактеризовать вечер? То ли рок-опера, то ли легкая постпанк-зарисовка… В любом случае, как и остальное творчество Батагова — вещь-настроение, выращенная на любви к разным жанрам, на поиске оригинального звучания привычных вещей и точном мастерстве исполнения. Здесь отразились минималистичные традиции Антона и, несмотря на приглашение в команду кросс-жанровых музыкантов, альбом не превратился в «кашу», а остался выдержанным по стилистике и атмосфере.
Как говорит Владимир Мартынов, музыка всегда была неотделима от поэзии и прекрасно, когда это единство реализуется. В этот вечер слушателям удалось отвлечься от нуарного или строго академического настроения фестиваля и погрузиться в легкий поэтический трип вместе с Антоном Батаговым и его друзьями. Получился такой своеобразный «джем на кухне у Антона». Только играли не твои подвыпившие соседи, а музыканты-виртуозы с колоссальным опытом. Справедливо отметить, хотелось еще больше убрать формализма в этом концерте и пуститься танцевать на свободную площадку справа от сцены, но, кажется, контекст мероприятия этого не позволял. Хотя я видела парочку танцующих слушателей.
На Дягилевском случилась публичная премьера альбома, а сложить собственное представление об «Оптическом обмане» можно уже с 18 июня, например, на Deezer (https://deezer.page.link/He4nYxZdynJ5y6JU6).
Текст: Елена Свиридова
Фото: Марина Дмитриева