Театра балет Бориса Эйфмана 1 июня показал спектакль «Роден, её вечный идол». Балет Бориса Яковлевича Эйфмана, народного артиста, обладателя премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит» сродни драматическому, психологическому театру, в котором режиссёр исследует загадочную душу человека. В его репертуаре – свыше 40 постановок («Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Братья Карамазовы», «Up&Down») - в них органично сочетаются академическая балетная школа, contemporary, элементы акробатики.
В центре сюжета «Роден, её вечный идол» - личности скульпторов Огюста Родена (Игорь Субботин) и Камиллы Клодель (Дарья Резник), их влияние на творчество друг друга и причины разрыва, который привел к трагедии. 15 лет Роден и Клодель, его ученица и муза, были вместе (и Камилла постепенно сама становилась великим мастером), это был союз, полный творческой ревности, зависти и страданий, но вместе с тем — любви и страсти. Расставшись с Камиллой, Роден вернётся к преданной Розе Бере, гордой и сгорающей от ревности (Анжела Прохорова). Разрыв сильно пошатнул душевное равновесие Камиллы, хрупкое, как у всех творческих людей. 30 лет она проведёт в психиатрической больнице, и умрёт, забытая всеми. Как тут не вспомнить другой балет Эйфмана, посвященный трагичности судеб гениев - «Красная Жизель» - о великой балерине Ольге Спесивцевой, которая окончила дни в клинике для душевнобольных.
Спектакль «Роден, ее вечный идол» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника» - говорит Борис Эйфман.
Художник по свету Глеб Фильштинский в соавторстве с Эйфманом подбирают цвет, обыгрывающий настроение в каждой сцене — лиловый — нежные отношения любовников, ревность и страсть — в багряных тонах, безумие и постепенное падение в бездну Камиллы — в молочных и бежевых, в тон больничным стенам.
Хореограф мастерски демонстрирует муки творчества и процесс рождения шедевров — когда Роден ваяет из глыбы мрамора (сплетённые тела танцовщиков), вытаскивая отдельные конечности и придавая им желаемые формы.
Массовые сцены как всегда в балетах Эйфмана поражают зрелищностью, отточенностью деталей и костюмов (создательница — Ольга Шаишмелашвили). Это и праздник виноградарей, воплощение витальности, и чувственные танцы в Мулен Руж - со шпагатами балерин прямо из прыжка!
Демонстрирует хореограф и власть общественного мнения — критики в изумрудных костюмах с алыми карточками (будто футбольные арбитры на поле) не спешат обласкать юную скульпторку — и Камилла в отчаянии и ярости уничтожит часть своих работ. Пожалуй, самый яркий и пугающий момент в спектакле — безумие Камиллы, продемонстрированное в виде чёрного шёлкового облака, которое застилает всю сцену - от него не укрыться, и оно поглощает несчастную без остатка.
В финале Камиллу, взяв за руки, уводят пациентки — туда, откуда она уже никогда не выйдет. На мгновение свет озарит глубину сцены — там одержимый Огюст. Не зная сна и отдыха, он создаёт свои новые шедевры...
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии Юлии Кудряшовой и souheil michael khoury