12 мая в МДТ отметили День рождения театрального педагога и режиссера, мастера сценической речи Валерия Николаевича Галендеева. Педагог воспитал не одно поколение актеров и сформировал артикуляцию почти всех спектаклей Льва Абрамовича Додина. Отмечали его же спектаклем «Из фрески Вечность». Со сцены театра прозвучали стихотворения целого века отечественной поэзии: поэты-шестидесятники, их учителя и последователи.
Название спектакля — строчка из стихотворения Бориса Слуцкого. Как и само стихотворение, она отсылает нас к вечным мотивам и образам. По словам Валерия Николаевича, идея спектакля зародилась пять лет назад, когда по просьбе Санкт-Петербургского международного культурного форума Гелендеев создал поэтический вечер в Этнографическом музее. Потом Московский фонд «Искусство, наука и спорт» попросил сделать вечер к 80-летию со дня рождения Беллы Ахмадулиной в пространстве «Гараж». Программа формировалась по ходу работы над материалом. К Ахмадулиной добавились ее друзья-шестидесятники: Вознесенский, Рождественский и Евтушенко, а после — их учителя: Ахматова, Пастернак. В итоге вечер оброс компанией не всегда знакомых между собой, но безусловно, друзей по образу мысли — ведь все они думали поэтическими формами и тонко чувствовали происходящее. Такой процесс создания спектакля Лев Абрамович Додин называет «по довольно случайному принципу», а мы скажем: по очень привычному принципу для МДТ. Ведь многие спектакли Додина вырастают именно так — в процессе работы, как пазл собираются из до этого неизвестных элементов.
Спектакль поставлен в лучших традициях литературного театра — сцена, свет, микрофоны и минимальная сценография. Актеры — проводники поэтического слова, одетые в черное, без лишних нарядных элементов рисуют новую вселенную. В сотворении поэтического мира участвует и молодая гвардия, и мэтры сцены Малого драматического.
Вечер открывает невероятно трогательный Пастернак в декламации Сергея Курышева, а завершает пронзительный исповедальный «Реквием» Ахматовой. Здесь и лихой Есенин в прочтении Евгения Санникова. Цветаеву, Бродского и Ахматову транслируют несколько актеров: разные возраста, поэтические этапы и настроения. По словам творческой группы, многие актеры сами подбирали стихотворения и поэтов, которых они будут воплощать. Изначально программа спектакля длилась 4 часа, в итоге — сократили до полутора.
И хоть считается излишним описывать спектакль сложными метафорами и литературными оборотами, тут без них обойтись нельзя: каждое слово — разряд молнии, и через полтора часа спектакля зал оказывается наэлектризован до предела.
Зрителю вместо программки спектакля предлагают папку со стихами, стилизованными под машинную печать, и небольшое письмо от создателей спектакля. Все это создает атмосферу то ли советского квартирника, то ли зала суда, где многие из поэтов побывали.
«Это наша попытка коллективного высказывания на тему национальной души. Потому что, если где-то национальная душа проявляется безусловно, то в поэзии. Такая вот попытка коллективного высказывания на тему того, что такое эта самая душа, существует ли она, определима ли она, имеет ли она какую-то конфигурацию, контуры, глубину, консистенцию. Попытка заглянуть через поэзию в национальную душу, существует ли она и если существует, то какая» — Валерий Галендеев.
Зритель за время спектакля проживает целую жизнь, поэтическую жизнь России, которая сошлась в шестидесятниках. И это снова отсылает нас к образу, вынесенному в название спектакля: жизнь России, как фреска, складывается из поэтических кусочков ее певцов. А поэзия соединяет красной нитью прошлое, будущее и настоящее, прикасаясь живым словом к сердцу зрителя через века.
«Это только кажется, что Вечность была вчера, что всё сегодня абсолютно новое, ни на что не похожее сегодняшнее, а завтра грядёт непредставимое и совсем, совсем-совсем иное будущее. Талантливые, большие, великие русские поэты прошедшего века своей «музыкой во льду» много могут сказать нам о нас, о жизни вокруг нас, о жизни внутри нас. Они напоминают нам: каждый из нас каждую минуту всё больше становится частью фрески Вечность» — Лев Абрамович Додин.
Текст: Елена Свиридова
Фотографии МДТ - Театра Европы