Ясно, почему в Петербурге затяжная зима. Олег Нестеров и группа “Мегаполис” запланировали премьеру нового спектакля на осень, назвали его “Ноябрь”, а потом все закрылось. Премьера переносилась дважды, и вот, “Ноябрь” на Новой сцене Александринского театра 20 марта, а за окном и есть сущий Ноябрь. Нас засыпает снегом, будто и не было этих пяти месяцев изоляции. Даже представлять себе ничего не надо - идешь на премьеру по сугробам, кутаясь от ветра - идеальный антураж.
Это не первый опыт Олега Нестерова и группы “Мегаполис” на театральной сцене, в 2015 зрителям представили спектакль по неснятым фильмам 60-х “Из жизни планет”. Эксперимент получился удачным, вспоминаю, что части спектакля, которые группа тогда включала в свои обычные выступления, вызвали во мне любопытство и желание посмотреть целиком. Для нынешнего “Мегаполиса” и его музыки театральная сцена стала идеальной средой. В премьерной работе пошли дальше: привлекли к сотрудничеству режиссера-золотомасочника Бориса Павловича, перформеров “Электротеатра Станиславского” Александру Верхошанскую, Андрея Анисимова, Георгия Грищенкова и продюсера Дарью Шадрину. Художник-постановщик, легенда в театральном мире, Ксения Перетрухина нашла замечательное решение, выстроив на сцене бытовой мир крохотной квартиры. Помимо музыки “Мегаполиса” в спектакле звучат стихи известных и неизвестных российских поэтов последних ста лет.
Редкий человек любит Ноябрь, особенно в Петербурге - мокренький и мертвенький движешься из точки а в точку б, съёживаясь под косым дождем, переходящим в снег и лживым уютным светом булочных. Радость золотой осени уже улетучилась, предновогодняя суета еще не началась, и вот в этом безвременье подвисаешь на целый месяц. Я из тех чудачек, что Ноябрь любит и ныряет в это безвременье с удовольствием: дотронуться до донышка, обнулиться, оттолкнуться вверх к новым цветам, новой музыке, потому что, говоря словами поэта Георгия Иванова “Все есть круг”. Спектакль создал именно такое ощущение - погружение внутрь и вниз, чтобы выйти на новый виток. Медленное движение, закольцованные действия перформеров, повторение декораций - с каждым новым стихотворением с потолка опускается один светильник, между стихами звучат интерлюдии Дмитрия Курляндского, а значит, не нужно спешить даже чтобы сменить инструменты.
Вот что Олег Нестеров сказал в интервью Телеканалу Санкт-Петербург: “Здесь важно не думать, не стараться что-то понять, а сразу отдаться, отпустить себя, не искать смыслов там, где их не будет, а смыслы придут совершенно по-другому и совершенно другие. И самая для меня идеальная ситуация, когда зритель выйдет из зала и уйдет с вопросами. Что самое важное, чтобы наш “Ноябрь” догонял человека, знаете, как нас догоняют фразы любимых людей, которые всплывают вдруг в жизни или даже автомобильного инструктора, который научил вас проходить перекресток, и через 10 лет его слова звучат в голове. Наш “Ноябрь” про это.”
По дороге домой в плейлисте продолжает звучать “Ноябрь”, пока иду через замерзшую Фонтанку по Ломоносовскому мосту сквозь Март, который в Петербурге, как есть Ноябрь, замечаю, как что-то изменилось. Смотрю те же картинки, что и 2 часа назад, но каждым шагом приближаю себя к весне, потому что уже нет никаких причин ей задерживаться. И меня “догоняет” текст Андрея Вознесенского голосом Олега Нестерова:
Мы, как сосуды,
налиты синим,
зеленым, карим,
друг в друга сутью,
что в нас носили,
перетекаем.
Ты станешь синей,
я стану карим,
а мы с тобою
непрерывно переливаемы
из нас — в другое.
В какие ночи,
какие виды,
чьих астрономищ?
Не остановишь —
остановите!—
не остановишь.
Текут дороги,
как тесто, город,
дома текучи,
и чьи-то уши
текут, как хобот.
А дальше — хуже!
А дальше...
Все течет. Все изменяется.
Текст: Катерина Егорова
Фото: Мария Митрофанова