«Чёрное/белое»: о безграничной любви к жизни

27 марта, во Всемирный День Театра, в Камерном театре Малыщицкого состоялся показ обновлённой версии спектакля «Чёрное/белое» режиссёра Дениса Хусниярова. Спектакль о преодолении, о силе и борьбе вернулся в репертуар театра после долгого перерыва, и именно сейчас, в постковидное время, он особенно актуален. Во время карантина люди задумались о том, как всё нестабильно в этом мире и как вмиг могут измениться обстоятельства — сегодня ты был здоров и полон сил, а завтра уже лежишь в больнице, вчера был активным путешественником, а теперь заперт дома. Те, кому раньше не была близка благотворительность, стали волонтёрами — отвозили еду врачам в больницы, заботились о пожилых соседях.


Как говорит режиссёр Денис Хуснияров, «..мы разучились чувствовать вместе. Мы чувствуем поодиночке. По одному чувствуем равнодушие, проходя мимо того, кому плохо. По одному чувствуем счастье, когда оно приходит. Приходим одни. Уходим одни. Стоит хоть иногда жить вместе».


Спектакль «Чёрное/белое» учит нас тому, что все стереотипы, различия и ограничения между людьми надуманы и преодолимы — ведь прежде всего все мы — люди.
В основе постановки - автобиографический роман Рубена Гальего «Белое на чёрном», получивший литературную премию «Букер — Открытая Россия» в 2003 году. Рубен - сын испанки Ауроры, студентки МГУ - родился с ДЦП. Полтора года он лежал в больничном инкубаторе, а потом врачи сказали матери, что ребенок умер. Так Рубен попал в первый детский дом и за свою юность сменил их немало.


В великом СССР инвалидов не было и быть не могло — поэтому ребят с инвалидностью держали до 16 лет в детдомах, а после переводили в дома престарелых, где они жили от силы месяц и умирали — без ухода и какой-либо помощи. Об этом совершенно спокойно рассказывает детям психолог, готовя их к будущей участи. А одна из девочек-обитательниц детдома в это время рисует на стене счастливую картинку с мамой и папой.
Что означает название романа «Белое на чёрном»? Ошибочное и бессмысленное деление мира на черное и белое, а людей — на хороших и плохих, здоровых и больных? Гальего даже в восприятии цветов рушит стереотипы: «Черный – цвет борьбы и надежды. Цвет мечты и сказки, цвет внутреннего мира закрытых век. Белый – цвет бессилия и обреченности, цвет больничного потолка и белых простыней. Вечно длящееся ничто больничной жизни."


Художник Надежда Лопардина создала на сцене условную больничную атмосферу-вакуум, обклеив все пространство тонкой бумагой - сквозь неё то и дело высовываются лица обитателей детдома. Начавшие пить водку и курить в 13 лет, ругающиеся матом и за 10-15 лет своей жизни испытавшие столько страданий, сколько не под силу выдержать и взрослому человеку, они играют, читают, учатся, дружат...живут! И… втайне верят в чудо.


Актёры исполняют по несколько ролей — медсестры, учительницы, ребёнка - вмиг перевоплощаясь. Но самая сложная задача — у Александра Худякова, исполнителя роли Рубена, удерживающего внимание зрителей лишь голосом и мимикой. Обездвиженность и беспомощность Рубена продемонстрирована не буквально сидением в инвалидной коляске или на больничной койке. На протяжении всего спектакля тело героя, который делится своей историей, скрыто, словно гусеницы в коконе — и зрители видят только его голову. Самый пронзительный момент — в финале спектакля, когда как по волшебству все стены-преграды рушатся, и дети, сбросив оковы болезней, самозабвенно, захлебываясь от счастья, играют в футбол. После спектакля хочется больше узнать о Рубене Гальего, этом удивительном человеке, порадоваться его успехам. Рубен - успешный журналист и писатель, он трижды был женат, у него три здоровых дочки, две из них занимаются балетом. «Я пишу о добре, победе, радости и любви. Я пишу о силе духовной и физической. Силе, которая есть в каждом из нас. Силе, пробивающей все барьеры и побеждающей. Каждый мой рассказ – о победе».

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения