«Анна Франк» в Цехъ театре: «Влюбиться, стремиться, добиваться, жить»


«Я всегда собиралась жить очень долго. И обязательно по-настоящему, не начерно, всерьёз. Чтобы как-то так взахлёб. Но меня нет. Я никогда не обниму мужа. И, конечно, не буду стоять под окном, когда моя дочь будет рожать первенца. Потому что дочери моей никогда не было. Откуда? Ведь меня нет. Потому что я еврейка». Так начинается пронзительный спектакль Цехъ театра «Анна Франк», номинант премии «Прорыв» 2018 года.
Анна Франк, 15-летняя еврейка, которая вела дневник в убежище и погибла от тифа в концлагере в Берген-Бельзене, стала самой известной жертвой нацизма. Её дневник - мировой бестселлер, переведенный на 67 языков мира.


Постановка Виталия Дьяченко основана на одноименной пьесе популярного современного драматурга Аси Волошиной, сделавшей акцент на взрослении героини (Анны, которой не будет) и её остром желании жить и “искать счастье в себе”, даже если повсюду только отчаяние, горе и смерть. Невероятно витальная игра Анны Щетининой заставляет улыбаться и восхищаться дерзкой, задиристой, острой на язык, неунывающей и смелой Анной.
Два года проведет Анна Франк с семьей на чердаке на фабрике отца, приютив ещё одну семью — Ван Даан. В этой крохотной комнатке ютятся 7 человек, две семьи с совершенно разными взглядами на жизнь и воспитание детей. Они занимаются гимнастикой, готовят, учатся, ведут беседы (шёпотом!), порой ссорятся, но поддерживают друг друга и сохраняют достоинство в нечеловеческих условиях. «Как ты можешь веселиться, когда вокруг столько горя?» - удивляется Альфред Дюссель. Франки решат спасти его и подселят восьмым обитателем убежища. Трусливый и жалкий, он противопоставляется широкой и доброй натуре Франков и интеллигентам Ван Даан, не делится продуктовыми запасами, вечно жалуется на судьбу и думает только о себе. А Анна...за 2 года она стремительно повзрослеет, превратится из непоседливого ребёнка в разумную девушку, влюбится в тихого и застенчивого Петера Ван Даана и даже опишет в дневнике их нежный, ещё не случившийся первый поцелуй (обязательно в заветное место между волосами, щекой и ухом!).


Наблюдает за жизнью обитателей убежища загадочный человек в углу сцены. Бесстрастным голосом, как сама Судьба, он зачитывает документальные хроники тех лет. Из его уст мы узнаем, что случилось с Анной и её семьей, как поступали с младенцами в концлагерях и почему в газовых камерах задохнувшиеся люди не падали. Рядом с ним — шкаф, напоминающий каталог с заведенными делами на неугодных людей, периодически он его открывает, но оттуда сыпется лишь песок (прах? пепел?), а порой вырываются страшные языки пламени.


Художники Мария Первушина и Мария Яковлева создали аскетичную сценографию — во время действия актеры в строгих чёрно-белых костюмах стоят за пюпитрами, образуя круг, вечный круг жизни. Усиливает эту идею проказница Анна, которая, пытаясь защитить родных от врагов, рисует мелом круг, будто от нечистой силы, и совершает шутливое жертвоприношение из наиболее дорогих сердцу вещей — от шубы и шали до ночного горшка. А ещё актёрский ансамбль напоминает оркестр — в котором поначалу все играют невпопад и берут не ту ноту, а потом постепенно сливаются в единый хор голосов и поют, хоть и на разных языках, заветное: «Влюбиться, стремиться, добиваться, жить, жить, жить...».

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии из открытого доступа 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения