7 марта в театре «Особняк» актеры труппы The LUSORES показали идеальный спектакль, с точки зрения детей. А идеальный он потому, что юным зрителям можно было нарушать все правила классического театра: они могли двигаться, разговаривать и есть во время просмотра.
Спектакль «Вафельное сердце» - это душевные посиделки в приятной компании в выходной или праздничный день. Во время спектакля можно отойти к накрытому столу и налить себе чай, попробовать вкусные вафли, которые прямо тут же готовят актеры и принять участие в своеобразном книжном клубе.
Актеров в спектакле задействовано всего трое – это режиссер Александр Савчук, его дочь Ника и друг Александр Кошкидько. Спектакль не начинается по звонку. Пока одни зрители рассаживаются, другие уже окружили установленный в центре сцены стол, на котором пекутся вафли. При этом дети активно задают вопросы режиссеру, и ни один из них не остается без ответа.
После установления контакта даже самые маленькие зрители сами с готовностью садятся на свои места и внимательно слушают актеров, когда они читают главы из книги Марии Парр «Вафельное сердце». Уже с первых минут складывается ощущение, что на зрителей воздействует не столько текст книги, сколько некая разновидность вакуума, в котором остались внимание, коллективная чувствительность и магнетическое общение.
Первое, что пленяет в этой постановке – это полная естественность происходящего. Никто никем не притворяется. Взрослые не изображают детей. И, даже читая детские реплики, остаются самими собой. Папа – важный, немного ворчливый. Мама – уставшая. Лена – серьезная, немногословная, но может и поколотить, если что не так. Соседский мальчик – грустный и влюбленный в Лену.
Между чтением глав дети и актеры обсуждают происходящее в той же естественной манере. Артисты ничего не навязывают и не читают лекции, а задают вопросы, внимательно слушают и реагируют на ответы детей, которые настолько вовлечены в происходящее, что искренне делятся своими мечтами.
Чем остров в книге отличается от Аптекарского острова, на котором расположен театр «Особняк»? Нужны ли папы только для того, чтоб доедать невкусную капусту, или все-таки для того, чтобы в трудную минуту поддержать песней под гитару? Насколько стыдно дружить с девчонками в девять лет? Живут в Норвегии только эльфы, гномы и русалки, или еще и люди?
В этом спектакле много вопросов. А еще много действительно смешного и по-настоящему грустного. В какой-то момент складывается ощущение, что спектакль – живой организм. Освобожденные от категорических предписаний извне и необходимости находиться в установленных рамках, дети по собственному желанию внимательно следят за происходящим и принимают в нем участие, дополняя новыми смыслами.
Особую душевность постановке придает камерность. Этот спектакль было бы невозможно представить на большой сцене, где актер как таковой не важен. В театре «Особняк» приближенность актеров к зрителям максимальная. Это вызывает доверие и делает ненужными дополнительные декорации. Вместо нарисованных деревьев или домов приглушенный свет и актеры, которые под аромат пекущихся вафель предлагают юным зрителям самостоятельно достроить все происходящее в книге в своем воображении, как и во время настоящего чтения.
В постановке нет разнообразия сцен, визуальных эффектов и декораций. Актеры двигаются только тогда, когда разносят по залу вафли. Смена мест в своеобразном символическом треугольнике, которые они изначально образуют, происходит только в финале. Нет и ярких костюмов. И папа, и друг Лены в обычной одежде. Только сама Лена немного выделяется своей белой шапочкой и мягкой игрушкой, висящей на руке. Музыкальное сопровождение также сведено до минимума. Только звуки детского ксилофона.
И тем не менее, контакт между актерами и детьми есть. И в этом контакте основной акцент поставлен на тексте и звуках речи. При отсутствии декораций, музыки и ярких костюмов зрителям волей-неволей приходится прислушиваться к говорящим, улавливая такие нюансы, как повышение и понижение голоса, изменение тембра, манеру речи.
Со всей строгостью избегая всего, что им показалось здесь бесполезно, актеры сохраняют спокойствие, неподвижность и тем самым делают постановку предельно честной. Отсутствие самолюбования вызывает у зрителей признательность и такую же откровенность в ответ.
После такой мощной сопричастности не стоит удивляться, если после просмотра этой постановки дети захотят поехать в книжный магазин, чтобы купить книги Марии Парр и несколько других. И не только для того, чтобы испечь вафли в форме сердца по рецепту на обложке, но и для того, чтобы прочитать их вместе с родителями и обсудить за чашкой горячего чая.
Автор: Инна Зайцева
Фотографии Натальи Булкиной