В нынешнем феврале зрителю был предложен странный коктейль из теории многомерной вселенной, смерти, любви, физики, психотерапии, генеративной музыки, танцев и песен. Два танцовщика. Два певца. Один режиссёр. А в результате - премьера постановки “Созвездия” по пьесе британского драматурга Ника Пейна с переработанным текстом.
Таня Вайнштейн - художественный руководитель площадки “Скороход”, педагог и режиссер поставила более 40 спектаклей в России, Европе и США. Исследование текстов Кандинского, иммерсивное размышление об актерстве, спектакль для троих зрителей по роману Воннегута, первый художественный полный метр - это все она. Таня Вайнштейн смело сочетает кино, театр, музыку, танец, перфоманс, документалистику и непредсказуемость. Нельзя сказать премьера чего будет следующей, но она точно не останется незамеченной.
Это тот самый редкий случай, когда современная пьеса от руки режиссера стала понятнее зрителю, но не проще. “Уилшир и этот кошмарный Майл Энд”, были изменены на привычные питерскому слуху Кудрово и Девяткино. Свидание, измена, болезнь остаются понятными на любом языке. Кто из нас не переигрывал в голове события прошлого? А может быть, ОН завезет мне в Девяткино хлебопечку, позвонит в дверь, посмотрит на меня в пижаме с гулькой на голове и ВСЕ поймет, и станет совсем иначе, будто это не он изменил и прикончил наши отношения. Я как-то легко и непринужденно приглашу его зайти выпить чаю. А может быть, ОНА придет в школу танцев перед свадьбой подруги, увидит его в новом костюме, перекинемся парой слов о прошлом. В ее фантазиях она легко и непринужденно приглашает его выпить в баре.
Сколько раз можно переигрывать, стоя под душем, споры десятилетней давности? Героиня постановки Анна переигрывает сцены прошлых отношений раз за разом перед ноутбуком для невидимого собеседника. Тут же Анна - режиссер ставит спектакль, где пара актеров переигрывают сцены пьесы раз за разом. Тот же текст, согласно режиссерской задумке Анны\Татьяны, воспроизводится в хореографии.
В интервью корреспонденту программы “Время суток” Татьяна Вайнштейн говорит так: “Мне кажется - это абсолютно уникальная пьеса для современного искусства, потому что в современном искусстве очень много разговоров о черных сторонах жизни, а иногда хочется говорить о чем-то крайне актуальном, современном, сегодняшнем, но при этом, чтобы это было про что-то еще кроме негатива, который, конечно, присутствует в нашей жизни. И эта пьеса дико актуальна с точки зрения науки, с точки зрения восприятия современного человека. Мы готовы к тому, чтобы клипово и абсолютно по-разному воспринимать каждое событие. И надо понимать, что эту пьесу сейчас, не в таком варианте, как у нас, ставят абсолютно везде, я знаю уже про три спектакля, которые происходят в Москве, Костроме, где-то еще. Она оказалась очень созвучна. Мне кажется, это как Чехов, в свое время создал новый театр, возможно, это тоже новый театр.”
Мешанина текстов из оригинальной пьесы, где они просто напечатаны друг за другом, на сцене обретает ритм, смысл, направление, и зритель имеет выбор - следить, как раскрывается (буквально и метафорически снимает лишнюю одежду) героиня в процессе психоанализа, наблюдать, как выстраивается из кусочков спектакль в спектакле, складывать танцевальные па в визуальную чувственную историю или наблюдать многомерность. Не удивлюсь, если на этот спектакль захочется прийти снова - чисто параллельную историю посмотреть.
Текст: Катерина Егорова
Фотографии из открытого доступа