8 марта вместе с Невидимым театром можно было традиционно отпраздновать День женской солидарности. Причем в данном случае традиционно не с рафаэлками, букетами тюльпанов и просекко в бокале, а размышляя о роли женщины в обществе, о притеснении, на которое каждая из нас соглашается у себя в голове, в первую очередь. Режиссерка Алессандра Джунтини поставила спектакль с участием Арины Лыковой и Анастасии Колесиной «No woman, no cry» о стереотипах мышления, которые приводят к бытовым и личным трагедиям.
Постановка премьерная, играли пятый раз. При этом, спектакль не сырой, а переливающийся, живой. Особенно впечатляет сочетание буквально на глазах зрителя создаваемой формы и мощной, сносящей энергии молодых актрис. Мы попадаем то ли на стендап, то ли подслушиваем исповедь, то ли оказываемся участниками кухонного разговора за полночь. Актуальность формы не только в ее трансформациях. В спектакле были использованы цифровые технологии и органично вклеен разговор ИИ в лице Алисы.
Спасибо, что пустили зрителя за кулисы. Точнее, снесли эти кулисы и показали весь процесс создания полотна спектакля из лоскутков костюмов, детских игрушек, пакетов из Пятерочки, мобильных телефонов и наших бессознательных предрассудков.
Нечего скрывать, когда такой уровень откровенности. Нечего скрывать, когда говорим о том, о чем принято молчать. Нечего скрывать, когда актрисы не изображают, не играют, а рассказывают житейские истории про каждого из нас. Местами веселые, а местами полные боли и горечи. Хочется зажмуриться и сказать «нет», это не так. Но реальность бывает такой: непредсказуемой, несправедливой и жестокой.
Почему важно делать такие спектакли?
Праздновать Международный женский день предложила Клара Цеткин в 1910 году на Второй конференции социалисток. Одной из целей собрания была обозначена борьба за всеобщее избирательное право для женщин. Позже праздник стал символом равноправия и свобод для женщин. Теперь каждая из нас имеет право получать образование и распоряжаться заработанными деньгами, жить там где хочет и с кем хочет. Этой небольшой исторической справкой хочется напомнить, что то, что мы делаем сейчас, ляжет фундаментом для будущих поколений и еще больших свобод и возможностей.
Спектакль построен на документальных историях и личных наблюдениях участниц постановки. А финал отведен просветительской цели — рассказать факты про насилие и феминизм. Кажется, именно ради этого мы здесь и собрались. Не надо плакать, надо менять ситуацию вокруг себя — очень точно подмечено в афишах спектакля.
Кому стоит посмотреть?
Мужчинам и женщинам. Каждому и любому. Абсолютно современный и простой язык, как и тон этой рецензии.
Бонусом после спектакля зрителям было предложено обсудить впечатления с режиссеркой и актрисами. Реакция была полярной: от полного непонимания и смятения до катарсиса со слезами у одного из зрителей.
Такой насущный театр важен и значим. Ведь наша жизнь состоит не только из вечных философских вопросов, но и из бытовых сложных задач, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Здорово, когда есть возможность отодвинуться и рассмотреть их под лупой. А с какими стереотипами мы воспринимаем мир? Чего ждем от себя и требуем от других? Важно пересматривать свой чемоданчик с убеждениями и предрассудками. Может, какие-то из них уже давно устарели, а мы все носим и носим их с собой, для лишней тяжести.
Такие спектакли решают целебную задачу искусства. Театр здесь служит терапии и является инструментом принятия себя.
Текст: Елена Свиридова
Фотографии из открытого доступа