Ау, Ястребиный коготь!

24 марта на сцене Театра за Черной речкой артисты труппы «Чемодан» занимались воспитанием хулиганов, вспоминали тень отца Гамлета, а также с песнями и танцами вокруг костра смешили юных зрителей в спектакле «Вождь краснокожих» по одноименному рассказу О’Генри.

Режиссер Галина Потапова основной акцент в постановке сделала на актерском таланте. Театр «Чемодан» носит такое название, потому что он очень мобилен, и все декорации могли бы уместиться в чемодан. На сцене только камень, пень, розовый полосатый шарфик на пне и костер, над которым на веревочке болтается то чайник, то котелок.

В постановке задействовано трое актеров. Они одеты в клетчатые рубашки и пончо, жилетки, а также бессмертный символ американской моды - джинсы.

Главную роль – похищенного бандитами мальчика Джонни - исполнила Светлана Алимова. Ее Джонни – рыжий, энергичный парень в веснушках, который гордится двумя вещами: тем, что он хулиган и тем, что отец его за это «дерет». Джонни не остается в долгу, и то подкладывает жабу, то бьет в барабан. Тем не менее, наказание ремнем не проходит для него даром, потому что все игры с похитителями мальчик дополняет насилием.

Пытаясь вызвать доверие у Джонни, Билл и Сэм предлагают ему поиграть в индейцев. Джонни дают прозвище Ястребиный Коготь. Сэм называет себя Змеиный Глаз. Илья Старосельский, сыгравший роль Сэма, создал образ хладнокровного, интеллигентного бандита - мечтателя. У него получился этакий Остап Бендер, у которого в мечтах белеет парус одинокий яхты, купленной за деньги отца мальчика.

И особенно хорош Сергей Шапошников в роли Билла. Несмотря на то, что персонаж сам по себе задуман, как глуповатый и трусливый, он получился настолько трогательным, что постоянно хотелось прекратить те пытки, которым его подвергал Джонни.

К слову о пытках, уже к середине спектакля складывается ощущение, что в этой постановке Сэму и Биллу приходится платить долг родителей Джонни. Пока отец наказывал мальчика физически, вместо того, чтобы попытаться с ним поиграть, подружиться или понять, тот усвоил, что единственный способ общения между людьми – это жестокость по отношению друг к другу. То, как мальчик кормит, бьет ложкой, торопит, заставляет учиться или пинками отправляет Билла в школу, в какой-то момент уже не кажется смешным, потому что возникает мысль, что с мальчиком похожим образом обращались его родители.

Вопрос о методах воспитания детей не единственный, над которым можно задуматься взрослым во время просмотра. Второй вопрос касается безусловности родительской любви. Даже бандиты уверены, что мальчик достоин любви. Как говорит Сэм Биллу: «Ты ничего не понимаешь в психологии. Именно таких хулиганов больше всего и любят родители». Но, как следует из рассказа, мальчик в какой-то момент становится нужнее чужим людям, чем своим близким.

Несмотря на весь этот «взрослый» подтекст, спектакль подходит для детей младшего школьного возраста. Комический эффект создается не только благодаря юмору в тексте рассказа О’Генри: этому способствует и игра актеров, и танцы, и неожиданные атрибуты, вроде черепа из «Гамлета».

В постановке театра «Чемодан» происходит трансформация и у Джонни, и у двух хулиганов. Джонни учится сочувствовать боли других, извиняться и любить, а хулиганы вспоминают себя в детстве и в финале настолько обретают веру в добро, что уже явно готовы встать на путь исправления. Когда глаза Билла увлажняются, в глубине души у всех присутствующих пробуждается нечто доброе и неподдельное. Таким образом, энергия чувств актеров приводит к тому, что юные зрители и их родители следят за развитием сюжета с пристальным вниманием до самого конца спектакля, соучаствуя в происходящем и сочувствуя героям.

Автор: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения