Открытие выставки художника Юрия Гусева состоялось 9 февраля в Музее Эрарта. Торжественная часть стала общей для двух художников: в соседнем зале представлены работы Александра Петрова. На вернисаже присутствовали многочисленные друзья обоих художников и их вдовы. Обе выставки посмертные. Владимир Назанский, куратор музея, объединивший Гусева и Петрова в одном пространстве, рассказал нам о поисках эдема, которые занимали Юрия Гусева последние 30 лет жизни.
В.Н.: Мста – это река, текущая с Валдайской возвышенности сквозь леса и болота с юга на север. На выставке представлены работы начиная с конца 70-ых, а последняя работа «Ануфриево» создана в 2017 году. В ней есть ощущение последней работы, круговорот жизни, если понимать жизнь как создание автопортрета в тех или иных формах. Все его коровы и быки – автопортреты: я замечал эти характерные скулы, глаза. Мста – это поиск какого-то земного эдема. Более тридцати лет он прожил там с женой, скульптором Ириной Ярошевич. Зимой Гусев преподавал в Театральном институте, он делал это хорошо и с увлечением, но его это утомляло.
ОКОЛО: По какой логике устроена экспозиция? Работы размещены не в хронологическом порядке.
В.Н.: Хотелось, чтобы каждая работа нашла то место в зале, где она лучше себя чувствует. Отчасти это принцип экспозиции по пятну, но и какими-то смысловыми образными группами. Вот полеты во сне и наяву, здесь коровы на велосипедах, здесь друзья (Борщ, Паршиков, Заславский), жизнь, преподавание, а это, конечно, автопортреты: и падающий велосипедист, и прикуривающий, и горизонт… В коллекции Эрарты есть работы Гусева и Петрова, но прежде на выставках так полно как художники они не были раскрыты. Отдельная история в молодости Гусева – это группа «Эрмитаж». Мне кажется, сама эта группа не была сильным художественным явлением, но как среда, генерирующая сознание картины, имела значение. То, что Даниэль стал таким заметным искусствоведом, неповторимым по-своему, это наверняка заслуга вот этих собеседований в группе «Эрмитаж».
Фото и текст: Александр Шек