Открытие выставки художника Александра Петрова состоялось в музее Эрарта 9 февраля. Мы побеседовали с Владимиром Назанским, куратором музея, о работах художника и о том, как формировалась экспозиция.
ОКОЛО: Куратор выставки пишет, что идея художника в победе над архаичной действительностью, но здесь довольно много поверженных фигур: кажется, что наоборот, архаичная действительность побеждает. А как кажется вам?
В.Н.: Идет непримиримая архаичная борьба: кто-то побеждает, кто-то отдыхает, а может он и повержен… Страстная битва за бытие и преобладание, которая шла в эти архаичные времена, так и идет, только видоизменилась. И где-нибудь на прекрасных позднесоветских пленэрах, обласканных вниманием художников, та же может быть борьба за красивую художницу, может быть, в менее жестоких формах.
ОКОЛО: Здесь представлен какой-то конкретный период творчества Петрова или он всю жизнь работал в этом стиле?
В.Н.: Как только он избавился от академизма, он ведь ученик Мыльникова, да и родители – заслуженные художники советского времени, явно в другой системе координат работали на заказ, поэтому он где-то в конце 70-ых начале 80-ых сформировался. Задача была показать художника во всей его идентичности. Несмотря на проблемы с алкоголем, во всех его работах прослеживается определенная точность. Все работы, представленные на выставке, предоставлены наследниками автора. Картин Петрова сохранилось не так много. Принципом отбора работ для выставки стала визуальная очевидность, я бы так сказал. Их объединяет интонация, тема, градус.
ОКОЛО: А название «Ва-Банк»?
В.Н.: Это его! Оказывается, незадолго до смерти он задумывал такую выставку под таким названием. Это было отражено в его записках. А идея повторения… мне кажется, каждый человек, каждое поколение вынуждено что-то отстаивать, за что-то бороться, включая сам факт своего физического присутствия.
ОКОЛО: К какому жанру следует отнести работы Петрова? неоэкспрессионизм?
В.Н.: Или просто экспрессионизм, авангард: и по теме, и по движению руки, по состоянию, пробуждению какой-то архаической мощи. Неоэкспрессионизм - крупноформатный, более абстрактный, зачастую. Но по времени это совпало. На фоне волны немецкого неоэкспрессионизма в Петербурге возник и развился "первый" экспрессионизм. Линия развития в искусстве прервалась где-то в 30-ых и где-то с той же точки возобновилась в 70-ых.
ОКОЛО: Как зрителю подготовить себя к восприятию экспрессионистских работ такого рода? О чем следует думать?
В.Н.: Мне кажется, лучше не думать. О чем думает человек, слушая тяжелый металл? Вообще, возможен ли мыслительный процесс в этом состоянии? Мне кажется, здесь такая параллель с музыкой уместна. Вот Гусев более литературный, он и писал что-то среднее между философскими заметками и стихами.
Текст и фото: Александр Шек