С 9 декабря 2020 года, в Дни Эрмитажа, ежегодно отмечаемые в честь св. Екатерины, покровительницы музея, в Главном штабе будет представлена выставка “Сесил Битон и культ звёзд”, подготовленная Государственным Эрмитажем совместно с Архивом студии Сесила Битона (Cecil Beaton Studio Archive) в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Генеральный партнёр выставки – ДЛТ.
Нэнси Битон в образе падающей звезды
1929 год
© Condé Nast
Снимок Нэнси Битон в образе падающей звезды – одна из самых известных ранних работ Сесила Битона, воплотившая в себе дух “ревущих двадцатых”: в этом великолепном портрете, сделанном накануне финансового краха, который повлёк за собой Великую депрессию, воплотилась страсть к стремительному полёту, космическому блеску, громкому веселью 1920-х годов.
Ретроспективная выставка знаменитого фотографа Сесила Битона, проводимая в России впервые, позволит увидеть трансформацию звёздной индустрии XX века и проследить развитие истории фотографии, ставшей мастерской по созданию ярких, притягательных личностей. Экспозиция насчитывает более ста работ, выполненных Битоном в разные годы, из архива студии фотографа, музея Виктории и Альберта, Лондон; архивов журнала «Vogue» и «Vanity Fair». Большой интерес вызывают не только самые известные фотографии Сесила Битона, но и работы, рассказывающие о «кухне» модной съёмки середины века — серии контрольных отпечатков с авторскими пометками, коллажи, снимки со следами ретуши. Особое внимание будет уделено связям Сесила Битона и русской культуры — один из разделов экспозиции посвящён съёмкам для «Русских балетов».
Сессил Битон (1904-1980) входит в число наиболее прославленных фотографов XX века. Он был фотографом моды, фотографом знаменитостей, сценографом, дизайнером по костюмам, эссеистом. Выходец из среднего класса, он говорил от лица красоты, отстаивая её интересы против пошлости. После Второй мировой войны Сесил Битон стал официальным фотографом британского королевского двора. В 1964 году он был награждён американской премией «Оскар» — за работу над фильмом «Моя прекрасная леди». В 1972 году удостоен титула «сэр».
За более чем пятидесятилетнюю карьеру Сессил Битон успел создать огромную по масштабам и охвату портретную галерею: от голливудских звёзд первой величины до богемных художников — завсегдатаев лондонского Сохо; от танцовщиков балета, ценителем которого был сам, до модельеров первой величины — Коко Шанель и её главной соперницы Эльзы Скиапарелли. Среди его героев были Чарльз Джеймс, Кристобаль Баленсиага и Ив Сен Лоран. Именно в его снимках в историю вошли некоторые культовые модели — Битону принадлежит портрет скандальной Уоллис Симпсон в «Платье с лобстером» от Скиапарелли; он снимал принцессу Маргарет в роскошном, женственном платье от «Dior» (1949 год), ставшем символом возврата к мирной жизни после войны.
Своей основной задачей в портрете Битон называл «инсценирование апофеоза» — аранжировку эффектного появления персоны в светском обществе и на страницах глянцевой прессы. Слава, любовь света для Битона — одновременно и награда за заслуги, будь то природная красота или сила характера, обаяние экстраординарной личности или рассудительность на высоком посту, — и доблесть сама по себе. «Пустышки», однодневки, те, к кому слава приходила случайно и ненадолго, не попадали в объектив мастера.
Его восхищали те, кто обладал врождённой «star quality», качествами звезды — как, например, Марлен Дитрих или Одри Хепберн. Это качество звёздности, умение быть популярным и представать в лучшем свете означало умение держать себя, владеть изящными манерами, присущему денди, но в XX веке дендизм переживет свой закат, уступая место новым моделям популярности. Сесил Битон, с его выдержанным стилем и лаконизмом образов, стоит между двумя мирами: миром старой аристократии, с балами дебютанток и сезонными нарядами, и динамичным миром молодёжи 1960-х, с клубными вечеринками и пёстрыми нарядами «павлиньей революции».
Как отмечает М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного
Эрмитажа: «Сесил Битон и является такой исключительной фигурой, в которой концентрируются вся общественная экзотика и красота жизни и творчества современного модного фотографа, модного у публики и занимающегося модой. Искусство и индустрия моды – один из лучших социальных лифтов ХХ века, и наша сегодняшняя выставка увлекательно рассказывает о том, как это работает и как выглядит. В этом мире есть все – и ужасы войны, и королевские церемонии, в нем фотограф преображает людей, а люди создают образ фотографа. У нас уже были две звездные выставки – Ирвина Пенна и Анни Лейбовиц. Эта находится в том же ряду, но ее отличает прекрасное сочетание фотографических работ с текстами художника. Они так же элегантны, умны остроумны, как и создаваемые им визуальные образы».
Выставка “Сесил Битон и культ звёзд” подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа (заведующий отделом — Д.Ю. Озерков).
Куратор выставки — Дарья Панайотти, научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. Комментируя роль фотографии в выставочных проектах музея, Дарья Панайотти отмечает: «Искусство XX-XXI веков невозможно представить без фотографии. Например, бум "celebrity culture", того, что мы назвали культом звёзд, произошёл во многом именно благодаря фотографии, которая преобразила экономику визуальных образов. Сесил Битон профессионально занимался фотографией без малого полвека и был творцом этой культуры. Он понимал механизмы моды и известности на очень глубоком уровне и отражал это в своих снимках. Битон — один из самых известных фотографов Великобритании, о котором до сих пор мало знают в России. Но нам важно было не только познакомить с ним российского зрителя, но и на примере его работ рассказать о той визуальной культуре, в которой мы живём, и построить мост между современностью и культурой прошлого».
К выставке готовится научный иллюстрированный каталог (на русском и английском языках), который предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей – Дарья Панайотти; Хьюго Викерс, британский биограф Сесила Битона; Ольга Хорошилова, историк моды. (Издательство «Фонтанка», Лондон, 2020); а также брошюры, автор – Д.Б. Панайотти (Издательство Государственного Эрмитажа, 2020).
Выставка “Сесил Битон и культ звёзд” организована Государственным Эрмитажем при участии Фонда Эрмитажа, Великобритания.