Коронавирус временный, а искусство вечно. Театры ущемляют ограничениями, а они пробуют новые формы, ищут, мечтают, выпускают премьеры. Пожелаем им сил в 2021, они молодцы и справятся. Елена Павлова на следующий день после открытия баров и ресторанов вновь показала свой премьерный спектакль "Москва-Петушки" в полусекретном, без вывески на двери, баре "Pinecode". Спасибо очень красивому юноше в чёрном, который подсказал, что Ерофеева дают именно здесь. Как выяснилось позже, это был актёр Александр Шитов.
А в спектакле всего двое актёров: Александр Шитов играет, разумеется, Веничку, а Надежда Некрасова - его ангела и возлюбленную с косой до попы, к которой он едет тринадцатую пятницу подряд. Чтобы она всё-таки согласилась прожить жизнь вместе. Когда актёры обнимают друг другу, каждый в зале понимает, что именно это важно, а не то, сколько бутылок красного везёт в чемодане герой.
Декорации спектакля не просто лаконичны: их нет. Двухэтажный бар становится декорацией спектакля: актёры задействуют всё пространство: подоконник, второй этаж, лестницу, барную стойку. Они путешествуют там, как Веничка из Москвы в Петушки.
До многогранного произведения "Москва-Петушки" нужно дорасти, прожить его. За это спасибо проекту "Открытые чтения", которые три года назад устроили читку в Social club. Актёры петербургских театров читали Ерофеева и пили. Именно тогда и стало ясно, что "Москва-Петушки" - это не про похождения алкоголика и неудачника. Это грусть, нежность, сострадание, любовь и простая истина, что человеку нужен человек.
Огромный роман сложно рассказать за часовой спектакль. Мы даже не услышали знаменитое "О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа – время от рассвета до открытия магазинов". Но главное произошло: посреди суровой российской безнадёги, где могут избить и убить просто так, от скуки, есть место подвигу, возвышенным чувствам и мечтам.
Текст Аллы Игнатенко
Фотографии Елены Карповой