Там, где вдохновенье хранят в термосе. Фильм о жизни Марины Цветаевой в годы революции

30 ноября в Кино&Театр Англетер Алла Дамскер представила свой документальный фильм «Цветаева. Open». Кинокартиной режиссер стремилась ответить на обвинения в адрес Марины Цветаевой. В 2000 году обнародовали архивы поэта и выложили дневники, письма и личные записки в открытый доступ. На Марину Ивановну обрушились потоки грязи за смерть младшей дочери Ирины, которую она отдала в приют в самый тяжелый год революции. Создатели планируют выложить картину в открытый доступ, так что уже в январе 2021 года она будет доступна для просмотра широкой аудитории.

Однажды в Москве родилась девочка Марина. Выросла, влюбилась, вышла замуж и родила двух дочек — Алю и Ирину. А потом пришла революция 1917 года. Это была жизнь обычного человека Марины Цветаевой. Ведь каждый из нас в первую очередь — человек. Об одном таком человеке Алла Дамскер и сняла фильм. 

«Мы решили снять картину потому что больше не смогли молчать. Захотелось противостоять повсеместной травле великого русского поэта. Дать объективную точку зрения, основанную только на фактах — документах, письмах,» — представляет режиссер фильм перед показом.

В современной России есть «привычка» после смерти поэта раскапывать неоднозначные факты его биографии и выносить шокирующие вердикты: Высоцкий — наркоман, Есенин — алкоголик и гуляка, Цветаева — плохая мать и неверная жена. Фильм Аллы Дамскер похож на журналистское исследование. В картине перемежаются современность и семнадцатый год, желание разобраться и искореняя любовь к поэту, дневники, стихи и записки. Анатолий Белый, Константин Хабенский, Вера Полозкова, Юлия Ауг, Людмила Улицкая читают письма и дневниковые записи Марины Ивановны. На основе документов участники фильма шаг за шагом раскрывают жизнь Цветаевой с 1917 по 1922 год и пробуют разобраться с предпосылками и условиями событий того времени. Помимо документальных материалов, в фильме звучат стихи Марины Цветаевой в исполнении Елизаветы Боярской.

Да, Марина Ивановна была не только человеком, но и поэтом. А значит — человеком сложной душевной организации, абсолютно другого видения этого мира. И невероятной гордости! Она не умела сдаваться, подчиняться, просить. Могла бы — и жизнь ее сложилась бы иначе. Но этого не произошло. 

Актер Константин Хабенский: «Никому не запрещено обсуждать. Другой вопрос для чего. Пытаться размышлять о поступках того или иного поэта с точки зрения бытовой логики — мне кажется, это неправильно. Потому что ты никогда не поймешь логику поэта, живущего в другом градусе».

Имеем ли мы право осуждать человека другой эпохи? Можем ли понять ход мыслей творческого человека в сложнейший период? Стоит ли делать выводы и вешать ярлыки? Фильм "Цветаева. Open" не дает прямых ответов, только показывает факты и предлагает каждому зрителю самостоятельно определиться.

Текст Елены Свиридовой

Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения