В субботу, 5 декабря, в Санкт-Петербургском театре имени Ленсовета зрители оказались свидетелями творческого эксперимента.
В честь 150-летия со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина была представлена перформативная читка произведений первого нобелевского лауреата русской литературы. Она открыла цикл необычных спектаклей в рамках литературно-просветительского проекта “Связь времен”. Автор и вдохновитель - художественный руководитель театра Лариса Луппиан. Основная идея проекта - объединение классической и современной литературы. Зрители увидели интересную, нестандартную подачу произведений прошлых столетий в первом отделении и популярные, современные работы в прочтении самого автора во второй части программы.
Нас ждали три коротких рассказа о простом и вечном. О любви. Истории воплощены на сцене театра и в киноверсии молодым и талантливым режиссером Евгенией Богинской. Они не связаны сюжетом и создают яркий контраст. Насколько разным может быть одно и то же чувство, в зависимости от того, как двое им распорядятся.
История первая: “Мадрид”. На сценическом экране идет снег, красивый, медленный, большими хлопьями - нечастая зимняя петербургская романтика. Оттого погружаться в снежный вальс еще приятнее, особенно в декабре. Отдельное браво художнику Марии Брянцевой, заслуженному деятелю искусств России, за эту красоту и моментальное, космическое вовлечение зрителей в происходящее!
Ночь, улица, хрупкая белокурая девушка Поля. Смотришь и очаровываешься ею с первых минут: еще до того, как она заговорит. До того, как окликнет на темной улице главного героя и предложит составить компанию на вечерок. Чистый ангел, с детской наивностью и открытым сердцем, не отнятыми у нее жизнью уличной проститутки.
Автор устами главного героя показывает ее очарование, не вяжущееся с суровой реальностью: “небольшая, курносенькая, немножко широкоскулая, глаза в ночном полусвете блестят, улыбка милая, несмелая, голосок в тишине, в морозном воздухе чистый”.
Поленька в исполнении актрисы Виктории Волховой, кажется, идеально соответствует образу, задуманному Буниным. Ее дуэт с актером Олегом Фёдоровым получился, пожалуй, самым трогательным в этот вечер.
Чем закончится встреча в номере отеля “Мадрид”, куда отправились наши герои? Эта история сборника “Темные аллеи” остается на откуп фантазии зрителя. Можно смело додумать хэппи-энд, несмотря на то, что сам Бунин когда-то писал: “Настоящая любовь никогда не заканчивается браком”.
История вторая: “Визитные карточки”. Встреча знаменитого писателя (в исполнении актера Максима Ханжова) и незнакомки, роль которой исполнила актриса Ася Прохорова. Действие происходит на пароходе “Гончаров”, бегущем по опустевшей Волге.
Снова взгляд зрителя прикован к экрану. Погружаемся в новую реальность: шум моря, брызги соленой пены, чайки, их громкий гогот фоном. И музыка… Органично встроенная в спектакль песня “Компромисс” рок-группы БИ-2.
Для знаменитого писателя это очередной дорожный роман, влечение к незнакомке, пути с которой разойдутся по прибытию. Для женщины, уставшей от доброго и очень скучного мужа, это шанс попробовать что-то новое. Непривычное чувство супружеской измены.
Несмотря на заурядность сюжета, Бунин назвал этот рассказ пронзительным. Режиссер и актеры смогли передать это через эмоции, точность фраз и пластику движений под подходящее музыкальное сопровождение.
История третья: “В Париже”. По совместительству постановка стала премьерой киноспектакля. Ранее все три рассказа вошли в видеопроект “Он. Она…”. Один из фильмов эксклюзивно показали зрителям в этот вечер.
В главных ролях известные актеры Анна Ковальчук и Сергей Перегудов. Здесь зрители видят иное воплощение чувства - любовь в эмиграции. ОНА - женщина из интеллигентной, обеспеченной семьи, в прошлом. В настоящем - эмигрантка, работающая в русской столовой. Анна Ковальчук исполнила эту роль идеально, от интонаций и взгляда до воплощения авторского описания формы рук “очень белых и благородной формы”.
ОН – офицер армии императора, в годы революции вынужденный покинуть родину. Любимая жена сбежала с молодым, богатым офицером. Потерянная родина, обида, разруха в душе тяготят героя.
Они живут на одной волне одиночества и отдаления от общества. Пребывают в грезах прошлого, сохраняя маленькую надежду на счастье. Хватаются за свою любовь, как за последнюю возможность почувствовать родственную душу.
Аплодисменты работе оператора - Влада Амелина. Камерой так сочно, притягательно для взгляда переданы все оттенки печали происходящего. Истинное удовольствие для визуала.
Вторая часть мероприятия прошла в компании популярного, современного автора Александра Цыпкина и его произведений. Александр прочитал зрителям два своих рассказа:
“Мышки по норам” - история, начинающаяся с кастинга женщин древней профессии и плавно переходящая в историю одиночества талантливой бизнес-леди.
“Мадо” - эзотерическая драма, вызывающая гомерический хохот в начале и повод крепко задуматься о жизни в конце повествования.
Работы Александра Цыпкина читают со сцены Константин Хабенский, Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский и другие известные актеры. Но, услышав чтение самого автора, присоединяешься к ценителям авторской версии.
Взгляд на жизнь с иронией, прикосновение к сложным темам, хлесткий юмор идеально завершают вечер и оставляют много мыслей “на дорожку”.
Размышляем о простом, сокровенном и самом важном в ожидании следующей встречи в Театре имени Ленсовета.
Автор: Ольга Саратова
Фотографии предоставлены Театром Ленсовета