«..А я б хотела!!. Я б хотела…
чтоб царь не запрещал рыдать,
гнать и бежать, смотреть и видеть,
негодовать и ненавидеть.
И хоронить! И выбирать!»
(Ася Волошина. «Антигона: Редукция»)
Все мы в детстве зачитывались мифами Древней Греции — восхищались подвигами Геракла, бесстрашием Прометея, мудростью Афины. А помним ли мы историю Антигоны, дочери Эдипа, которая посмела пойти наперекор системе и вопреки закону царя Креона предать земле тело ее погибшего брата Полиника? Чем актуальна и интересна история Антигоны в наше время? Этими вопросами задалась режиссер Мария Галязимова в спектакле «Антигона: Редукция», показ которого состоялся 23 декабря на площадке Театра Поколений.
Постановка - участник OFF-Программы Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» 2019 г., создана в рамках режиссерской лаборатории «Мастерская Современного Театра» по одноименной пьесе одного из самых востребованных российских драматургов - Аси Волошиной. Волошина говорит в своих произведениях о современных проблемах в обществе смело, дерзко и честно. Её пьесы - победители множества конкурсов и фестивалей (Международный конкурс новой драматургии «Ремарка», «Золотая маска PLUS» (2013), Festival de lectures «Printemps Russe» (Марсель), Восьмой Володинский фестиваль и Лаборатория омской драматургии, 2012 год). Спектакли по пьесам Волошиной успешно идут по всей России («Человек из рыбы», «Гибнет хор», «Дания тюрьма). «Собственно, о воле я всегда и пишу... В обоих значениях. В значении «свобода» и в значении «дерзновение». И эти два явления связаны между собой, как ничто иное».
«Антигона: редукция» - поэтический спектакль-разговор о политике, свободе и чувстве долга, полный иронии и сатиры. Главная героиня Антигона (Анастасия Цыпина) перемещается в современную эпоху — с соцсетями, бесконечными селфи, давлением и лживостью СМИ, шумом и хаосом. В этом мире докричаться до людей, встряхнуть их, рассказать правду и не предать себя ещё сложнее, чем в эпоху античности - «народ как наркоман - подсел на страх». Хлёсткие, острые диалоги пронзают как нож - прямо в сердце:
«Боги! худший из грехов –
смирение. И жажда жить в довольстве.
И что ж за тяга закрывать глаза
На ужас? Это пошло».
В этом новом мире прах, развеянный по ветру, превращается в дешёвые яркие блёстки, Платон и Софокл под запретом, прорицатель Тересий из глашатая истины становится телеведущим-фриком, и его можно «переключать», как каналы, если не желаешь слушать правду. Исмена (Ирина Каминская), сестра Антигоны, способная приспосабливаться к обстоятельствам, легко приживается в новых условиях — спектакль открывается сценой с репетиции, где руководит Исмена — ранее всегда в тени сестры, она заполучила власть и руководит процессом. «Груз двести — вот приданое моё» - в споре с сестрой говорит Антигона, которая не может смириться, выйти замуж и спокойно жить дальше, видя, что происходит со страной. Появляется и новый персонаж, которого не было у Софокла — Антибунт. Он зорко следит за исполнением приказов, даже если они противоречат общечеловеческим законам — напоминая чиновников «на местах», дорвавшихся до власти.
По словам режиссера Марии Галязимовой, «История Антигоны – это столкновение человека и системы. Лично мое отношение к политике сегодня можно определить одним словом – растерянность. В общем, мы с актерами нырнули в эту новую для нас воду, желая почувствовать, что в нас откликается сегодня. Далекие от политики люди погружаются в столкновение с системой, для того, чтобы определить свою позицию и отношение».
Несколько раз в спектакле происходит «слом четвёртой стены» - когда актёры — именно актёры, а не персонажи — обращаются к зрителям, объясняя свою точку зрения и отношение к политике. Александр Худяков (Гемон) рассуждает о том, что здесь и сейчас, в этой комнате он способен менять обстоятельства, даже влиять на ход действия спектакля. А вот за её пределами? Может ли он осмелиться что-то изменить в стране? А можем ли мы?
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа