19 декабря состоялась премьера режиссера Семена Серзина на сцене театра «Приют комедианта» - спектакль «Киса» по мотивам произведения Ильфа и Петрова «12 стульев».
С одной стороны — советская классика, одно из главных комедийных произведений, сформировавшее пассивный запас лексики большинства. Представить, что есть люди, не знающие «12 стульев», очень сложно. Это классика, известная многим. С другой стороны — постановка по вырезанным цензурой главам произведения, труппа из актеров, не игравших раньше друг с другом, и зарождающийся художественный метод режиссера. Спектакль живой, меняющийся и обретающий форму на глазах.
Семен Серзин до этого уже ставил в «Приюте» — «Смерть Тарелкина» о глупости, жадности и бюрократии. В какой-то степени «Киса» - тоже социальная сатира. Поскольку в спектакле использовали не только известные отрывки из «12 стульев», но и запрещенные главы, вычеркнутые из произведения советской цензурой, мы получили более острую версию романа — о кутежах, беспечности и безалаберности Воробьянинова.
Актерский состав разнообразный: сотрудники коллективов МХТ и Мастерской, участники независимых площадок Петербурга — Такого и Невидимого театров. В том числе благодаря этой разнице температур игрового состава спектакль получился объемный, яркий, многоголосный. Играют, с жаждой выхватывая слова из текста, с гротеском, нарочито. До конца сложно понять, сознательный ли это прием или результат сырости спектакля и необходима шлифовка. Актерский дуэт Евгения Перевалова (Киса Воробьянинов) и Алексея Ведерникова (Остап Бендер) очень хорош! Живой, гибкий, заигрывающий с текстом и зрителями. Их взаимоотношения смотрятся органично и легко, именно вокруг них и строится ход спектакля.
Отдельно отмечу мультимедийную составляющую и сценографию. Абсолютно киношные вставки (по настроению похожие на кино «Шапито-шоу» или постановки «Гоголь-центра») — светомузыка, легкий хаус в саундтреке, песни на разных языках, которые исполняют артисты (как могут). Музыка, конечно, придает современности, почти клубной атмосферы и снижает сатирический пафос повествования.
Очень эффектное интро! Мне кажется, в оформлении спектакля есть вдохновение площадкой «Гоголь-центра». И в целом форма постановки отсылает нас к атмосфере «Гоголя» — музыкальные вставки, сюрреалистические лирические паузы, мигающая сцена, элементы игры из зала и с залом. В спектакле много миниатюрных находок, которые в лучших традициях демонстрируют психологизм произведения.
Добрый, немного рок-н-рольный спектакль получился. Для вечера пятницы или праздников с друзьями — идеально.
Текст: Елена Свиридова
Фотографии Полины Назаровой