Озорной проказник Том Сойер, обаятельный рыцарь Альбер, простодушный Иванушка, беззаботный шутник Бенволио – эти яркие, полные юмора сценические образы молодого артиста ТЮЗа им. А. А. Брянцева Ивана Стрюка надолго запоминаются зрителям. По итогам театрального сезона 2018-19 годов за исполнение ролей Ханса и Коли в спектакле «Близкие друзья» в постановке Елизаветы Бондарь артист выдвинут на театральную премию для молодых «Прорыв» в номинации «Лучший актёр». А его новая роль – остроумный и саркастичный певчий Тетерев в премьерном спектакле ТЮЗа «Мещане» вызвал массу откликов – как у зрителей, так и у рецензентов.
Иван, расскажите про начало вашего творческого пути. Где получили образование, как начали работать в ТЮЗе им. А. А. Брянцева?
Мне всегда было интересно заниматься театром. Еще в школе я участвовал в театральных постановках, занимался хореографией, затем учился в специализированном театральном классе. После окончания школы поступил в Ярославский театральный институт. Мой мастер Александр Сергеевич Кузин был хорошо знаком с художественным руководителем ТЮЗа Адольфом Яковлевичем Шапиро. В 2010 году я и мои однокурсники участвовали в театральном фестивале «Твой шанс» в Москве. Там нас увидел Адольф Яковлевич. И после фестиваля пригласил несколько человек сюда, в ТЮЗ. Мы, конечно, согласились. И сразу же попали в постановку Адольфа Яковлевича «Король Лир». Я очень благодарен за такое доверие, хотя поначалу было страшновато. Все роли, которые нам давали, мы играли с большим интересом.
Ощутили ли вы поддержку старшего поколения артистов ТЮЗа?
Конечно. У нас очень хорошая, очень дружная труппа. Тем более наше взрослое поколение – Николай Николаевич Иванов и другие. Мне довелось много работать с Игорем Георгиевичем Шибановым, это было замечательно. Они всегда очень чутки, всегда что-то подскажут, помогут, если есть какие-то вопросы, всегда можно их спросить. Очень интересно и полезно слушать их рассказы.
На премию для молодых «Прорыв» вы номинированы за роли Ханса и Коли в спектакле «Близкие друзья» режиссера Елизаветы Бондарь. Что для вас важно в этом спектакле?
Это спектакль про поколение, молодость которого пришлась на годы войны. Вместо того, чтобы любить и дружить, им пришлось воевать. Этим и объясняется поведение моего героя Ханса.
Меня часто спрашивают, почему поставили спектакль про немцев, которые в той войне были по другую сторону окопов? Но, вглядываясь в них, мы что-то можем узнать и про самих себя.
Спектакль «Близкие друзья» – это режиссерское высказывание. Поэтому в работе с режиссером Лизой Бондарь очень важно понять, какого результата она хочет добиться. А мы, артисты, помогаем сделать так, чтобы это высказывание было внятное.
В еще одной постановке Елизаветы Бондарь – недавней премьере ТЮЗа «Мещане» – вы играете певчего Тетерева. Ваш герой произвел большое впечатление на публику и журналистов.
– Поначалу на репетициях не всё было гладко – мы с Лизой не понимали друг друга. В какой-то момент Лиза попросила всех уйти, а меня остаться, и мы очень долго разговаривали с ней по поводу моего героя, но не пришли ни к какому выводу. Так и разошлись. Я вышел на улицу, и мне вдруг пришла в голову идея, что можно попробовать сыграть немного по-другому. Я позвонил по телефону Лизе и сразу же стал объяснять, чего хочу. Оказалось, она тоже в это же время думала в таком же направлении. И мы решили, что, видимо, это правильный вариант. Попробовали на следующий день, и все получилось так, как оно получилось.
Персонажи спектакля «Мещане» – загадка для зрителей. Не совсем понятно, живые ли они люди, куклы или привидения? Какой смысл вложен в такое решение?
Думаю, они – что-то среднее между людьми и призраками. Внезапно появляются, затем уходят, а потом снова появляются. Но, на мой взгляд, важный смысл состоит в том, что все это происходит бесконечно, по кругу. После окончания спектакля, по сути, можно было бы опять начинать сначала.
Вы – артист ТЮЗа и многие ваши роли адресованы самым юным зрителям. Есть ли какая-то специфика в работе на детскую аудиторию? Легко ли налаживать «обратную связь» с детьми?
Детское внимание тяжелее сфокусировать на себе. Дети легко отвлекаются, тем более что есть много раздражающих факторов – одноклассники, друзья и какие-то другие вещи. Поэтому, наверное, играть для детей сложнее. Но с течением времени ты все-таки привыкаешь к этому, и сейчас для меня уже нет большого различия, играю я для детей или для взрослых. Когда полторы сотни раз сыграешь Тома Сойера, уже знаешь, как зрители могут себя повести, как что работает, как можно общаться с залом, когда стоит поиграть со зрителями. Это нужно делать осторожно, так как дети могут очень быстро включиться в игру, но потом их будет трудно успокоить и сконцентрировать их внимание.
Что главное в актёрской профессии?
Любить то, что ты делаешь. Если ты любишь, то результат и признание обязательно к тебе придут.
Текст и фотографии предоставлены пресс-службой ТЮЗа имени Брянцева